Новосибирская область на пороге завершения реализации масштабного проекта: система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» успешно прошла Государственные испытания. Кроме того, в регионе начинается внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Следующим шагом в развитии системы безопасности населения будет являться интеграция всех имеющихся систем и продуктов в рамки единой программной платформы «Безопасный город».
Как в регионе строится работа по столь глобальным проектам, рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области (по антикризисному управлению) подполковник Дмитрий Викторович Енин.
- Дмитрий Викторович, «Система - 112» создана по принципу «одного окна»: чтобы человек мог при любой чрезвычайной ситуации позвонить по номеру «112» и оперативно получить необходимую помощь всех служб. Как будет реализовываться эта схема после введения системы в постоянную эксплуатацию?
- Планируется, что при вводе «Системы-112» в промышленную эксплуатацию время получения гражданами необходимой помощи значительно сократится. Особенно это касается ситуаций, когда на вызов необходим выезд сразу нескольких служб. В Новосибирской области основой для строительства «Системы-112» стали единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
При поступлении сообщения о происшествии по номеру «112» в единую дежурно-диспетчерскую службу осуществляется комплексное взаимодействие всех экстренных оперативных служб.
К примеру, при звонке от гражданина, который сообщает, что произошло ДТП, люди оказались зажаты в транспортом средстве и им необходима медицинская помощь, оператор «112» в автоматизированном режиме осуществляет заполнение электронной карточки, которая отображается на мониторе оператора (вводит в базу данных место и характер происшествия), и определяет перечень экстренных служб, к которым автоматически поступит информация о происшествии (в данной ситуации в службу пожарной охраны «01», службу полиции «02» и службу скорой медицинской помощи «03»). Далее прослеживает вызов до самого конца. Спасатели быстро и качественно деблокируют пострадавших с помощью специального спасательного оборудования, врачи окажут всю необходимую помощь, доставят в больницу, а служба полиции обеспечит безопасный пропуск автотранспортных средств и оцепление места ДТП. Только после завершения всех этих процедур, реагирование можно считать законченным.
Таким образом, при единственном звонке сразу к месту вызова направляются все необходимые специалисты и службы.
Если угодно, «Система 112» - является удобным и качественным сервисом, удовлетворяющим потребность населения в своевременном оказании помощи.
- Оператор «112» в ЕДДС принимает и аккумулирует всю информацию. А что произойдет, если он по какой-то причине не смог ответить на звонок, например, ведет разговор по другому происшествию или есть техническая проблема?
- В этом случаи идет переадресация звонка с ЕДДС муниципального образования через узел связи на Центр обработки вызовов (ЦОВ). Если и тут все 23 оператора одновременно заняты, то звонок автоматически переводится на резервный центр обработки вызовов (РЦОВ). После фиксации звонка в работу включается старший оперативный дежурный, которые есть в каждой единой дежурно-диспетчерской службе.
При этом у оператора «112» более конкретная функция: взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами путем ведения электронной карточки в единой среде обмена информации. Таким образом, в ЕДДС муниципалитета старший оперативный дежурный будет управлять силами, которые не входят в состав экстренных служб «01», «02», «03», «04» и антитеррор. К примеру, возник порыв теплотрассы, это из сферы жилищно-коммунального хозяйства, которое не входит в перечень экстренных служб, но на территории каждого конкретного района есть муниципальное унитарное предприятие с аварийными бригадами, подведомственными Главе района. Поэтому старший оперативный дежурный ЕДДС будет осуществлять высылку сил и средств муниципального района, а также общую координацию всех задействованных сил звена территориальной подсистемы.
Чтобы повысить эффективность работы «Системы-112» мы пошли дальше. В Новосибирской области и оператор «112», и старший оперативный дежурный в ЕДДС будут взаимозаменяемы. Это особенно актуально сейчас, с учетом секвестрированного бюджета, когда нет возможности посадить в ЕДДС сразу несколько специалистов. Поэтому операторы «112» дополнительно проходят программу обучения по должности «старший оперативный дежурный» и наоборот. У нас это будут полностью и всесторонне подготовленные дипломированные специалисты. Для районов области, где нагрузка в плане происшествий за одни сутки не слишком велика, такое решение является наиболее эффективным. Круглосуточно в смену в каждом муниципальном образовании будут заступать минимум по одному диспетчеру ЕДДС и оператору «112». Кстати, программа обучения операторов 112 для центра обработки вызовов, который находится в Новосибирске, составляет 252 часа, для единых дежурно-диспетчерских служб - 76 часов, для дежурно-диспетчерских служб экстренных служб – 36 часов.
- Многие субъекты в Российской Федерации пока на пути создания «Системы-112», и будут ее реализовывать через аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». С какими составляющими элементами АПК «Безопасный город» будет интегрирован в Новосибирской области?
АПК «Безопасный город» – это комплекс, включающий в себя системы автоматизации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы, муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных конкретному муниципальному образованию.
Все АПК «Безопасный город» реализуются в муниципальных районах (городских округах) в строго регламентированном порядке в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности Новосибирской области
Планируется, что в Новосибирской области аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» сосредоточит в себе следующие элементы: систему поддержки принятия решений, систему приема и обработки сообщений, систему комплексного мониторинга, интеграционную географическую информационную систему, интернет – портал, систему обеспечения координации и взаимодействия, систему комплексного информирования и оповещения, систему интеграции данных.
Отдельные сегменты АПК «Безопасный город» в Новосибирской области уже реализованы. Мы поэтапно на протяжении последних лет развивали и укрепляли работу между диспетчерскими службами в единой информационной среде, совершенствовали централизованную и комплексную системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. При выбросе химически - опасного вещества, система подаст сигнал тревоги, а для мониторинга паводковой обстановки устанавливаются датчики, которые анализируют изменения в гидрологической ситуации, информация об этом уходит в ЕДДС.
Теперь необходимо все эти ресурсы интегрировать под одну управляющую систему. Обращаю внимание, Безопасный город - это концепция, которая будет реализована на районном уровне, это среда для работы ЕДДС, это подручные средства для управления в различных чрезвычайных ситуациях, это наработанные схемы и механизмы на разные нештатные ситуации.
Резюмируя, хочется отметить, что основной целью внедрения и развития АПК «Безопасный город» - это переход от реагирования к предупреждению!