Виктор Орлов возглавляет Главное управление МЧС России по Новосибирской области шесть лет, с мая 2015 года. В интервью корреспонденту журнала «ОБЖ» генерал-лейтенант внутренней службы рассказывает о себе и о деятельности головного территориального органа чрезвычайного ведомства по Сибирскому федеральному округу.
– Виктор Викторович, если вспомнить школьные годы, время перед поступлением в институт, почему Вы выбрали военное училище?
– Я с детства понимал, что хочу быть военным. У меня перед глазами были хорошие примеры людей «в погонах». В селе Тамбовской области, откуда я родом, их было не так уж и много, но они всегда для меня были образцом мужества и патриотизма. Я нередко гостил школьником у своей сестры, ее муж как раз был офицером. На его примере я понимал, что такое Служба. Когда предстояло выбирать профессию, близкие меня поддержали. И я считаю, что это лучший выбор. Если бы вернулся в прошлое, то повторил весь пройденный путь без изменений.
– Помогла ли Вам школьная дисциплина «начальная военная подготовка» в поступлении в училище?
– Этот предмет закончился в выпускном классе. На протяжении обучения его у нас преподавали два офицера, которые грамотно и доходчиво закладывали в нас основы военной подготовки и безопасности жизнедеятельности. Давали понимание боевой структуры: процессов управления, подчиненности и специфики взаимоотношений между военнослужащими. К тому же, учили как действовать в тех или иных сложных ситуациях, которые возможны и в военное время. Безусловно, полученные знания помогли при поступлении в училище, в адаптации в новой для себя среде, да, и в дальнейшей службе.
– Расскажите про свои курсантские годы. Как проходили учебные будни?
– Учебный процесс был интересным: теоретическое изучение предметов, практическая их отработка на выполнение поставленных задач, в том числе во время проведения полевых выходов.
– Есть пословица, что плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. А Вы себе ставили такую цель еще будучи курсантом?
– Глубоко в душе все, кто посвящают себя службе, хотят достичь в этом деле максимальных высот. «Потолок» же у всех получается разным. Такой конкретной задачи – стать генералом – я себе никогда не ставил, но свои обязанности всегда выполнял добросовестно.
– До службы в МЧС России Вы прошли большой путь: служба в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД России. Как Вы оказались в чрезвычайном ведомстве?
– Так совпало, что после училища по распределению я отправился служить в Новосибирск. Дальше уже менялись гарнизоны. В начале нулевых годов планировал перейти в МЧС, но это оказалось не так уж и просто. Как офицер, как человек, который понимал, что свою судьбу уже выбрал, поступил временно на службу во Внутренние войска МВД России. В 2004 году мне предложили работу в Главном управлении МЧС России по Омской области, как раз ту должность, которую я и хотел – начальника отдела радиационной, химической и биологической защиты управления. Новая деятельность соответствовала и полученному в училище образованию. Так и начался мой путь в чрезвычайном ведомстве.
– Виктор Викторович, по Вашему мнению, что значит быть сотрудником МЧС России? К чему нужно быть готовым?
– В нашем ведомстве служат много разных специалистов. Самая же большая составляющая – это пожарные и спасатели. Поэтому логичнее говорить про них. Что значит быть огнеборцем? Это значит быть профессионалом, человеком, готовым к осознанному риску, который направлен на помощь людям. Подготовленность и осознание последствий – это основная черта, которая присуща нашим сотрудникам. Никогда подразделения пожарных и спасателей не жили богато, люди здесь работают не из-за денег, а по призванию. Их самоотверженность становится частью жизни. Читая ежедневные сводки и рапорты, обращаешь внимание на такие серьезные факты – десятки спасенных и эвакуированных. Люди оказались в непростой ситуации, а наши специалисты пожарно-спасательных подразделений оказали им помощь. При этом пожарные или спасатели не осознают, как совершают геройские поступки. Скромность – еще одно ключевое качество. Делай свое дело и не жди за него благодарности.
– Какими качествами обладает настоящий офицер, как Вы считаете?
– Офицеры – это руководители различного уровня. Прежде всего, самоорганизованность, профессионализм и принципиальность. Он должен относиться к своим подчиненным как к своей семье. Порой этого сложно достичь, но человечность должна присутствовать в любом руководителе. Еще можно добавить к этому списку уверенность – командир, грамотно оценив ситуацию, принимает единственно верное на тот момент решение. Не стоит путать с глупой отвагой, которая, как правило, приводит к трагическим последствиям. Офицер должен быть профессионально решительным, с гибким умом и готовностью к принятию ответственности на себя.
– Каково это возглавлять головной главк по Сибирскому федеральному округу?
– Отвечу как пожарный, это же наша работа! Я считаю, что ответственность есть у каждого сотрудника и ее величина зависит от решаемых задач. Тем более, не мы выбираем, а нас выбирают. Самовыдвиженцев нет, на руководящие должности всегда назначают. Каждый кандидат проходит серьезный отбор. Уверен, если предложили пост начальника Главного управления, значит, руководство видит во мне человека, который сможет с этим справиться. А моя задача оправдать все возложенные надежды. На самом деле, работать везде тяжело, гораздо проще ничего не делать.
За прошедшие годы службы в Новосибирской области я лучше стал понимать регион, как он живет и какие есть риски. Его особенности и менталитет жителей. За это время выстроено и хорошее взаимодействие с экстренными службами и правительством области. Это помогает работе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и их предотвращении быть эффективной и качественной.
– Важный вопрос, который находится на контроле специалистов МЧС России, – установка автономных дымовых пожарных извещателей (АДПИ) с GSM-модулем в домах многодетных семей. Как это внедрялось в Новосибирской области?
– Идея по установке датчиков пришла просто – к такой мере вынуждает жизнь и способствует развитие технологий. Трагические исходы на пожарах, к сожалению, продолжаются. Гибель человека – всегда трагедия, а смерть детей – горе, помноженное на десять. Мы начали анализировать методы, которые можно применить для того, чтобы каким-то образом сократить риск подобных происшествий. На тот момент, в 2016 году, АДПИ были далеко не новость, их устанавливали и раньше. Но в большинстве случаев была вероятность, что датчик станет не спасителем, а, наоборот, сыграет злую шутку. Ребенок, оставшись один дома без родителей, может испугаться резкого звука и спрятаться далеко – спасти его будет нелегко. По статистике, люди, находящиеся в горящем здании, погибают в первые десять минут. Такой вариант датчика нам не подходил. Поэтому мы выбрали АДПИ с GSM-модулем, который не только подает сигнал, но и оповещает соседей о происшествии. Акцент был сделан на то, чтобы до прибытия пожарных жители соседних квартир и домов среагировали и оказали помощь в спасении. Я считаю, что все удалось. В 2019 году была солидная поддержка, в бюджете области выделили полную сумму на установку датчиков в домах многодетных семей. На сегодняшний день, около 80% семей у нас защищены. Работа по внедрению извещателей продолжается. Примеров спасения достаточно. Те меры, которые приняты у нас в области, можно назвать системными. Есть, конечно, и ложные вызовы, которые отрывают подразделения от боевых задач, но я считаю, что лучше лишний раз выехать, чем не отреагировать на случай, который может привести к трагедии.
– Какие перспективные направления деятельности Главного управления сейчас?
– Идет цифровая трансформация, это огромный спектр возможностей, ведь одна из наших задач своевременно и точно предупреждать о возможных рисках. Сейчас разрабатывается огромное количество цифровых программ – например, личный кабинет единой дежурно-диспетчерской службы или космический мониторинг термических точек на территории региона. Второе направление – это, конечно же, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Процессом безопасности занимаются все, в том числе и органы местного самоуправления. Здесь можно говорить о координирующей роли с нашей стороны. В-третьих, постоянное совершенствование профессиональной подготовки наших сотрудников. Мир развивается и требует непрерывного обучения специалистов. Еще одно немаловажное направление – это поддержка добровольных пожарных. Пожарная охрана Ново-Николаевска (прим. ред. – название Новосибирска до 1926 года) начиналась с добровольцев, поэтому у нас это историческая традиция. И, конечно же, это работа с детьми – обучение правилам безопасного поведения.
– Как раз о детях. У нас в регионе есть несколько кадетских классов МЧС России. Расскажите, как в их развитии участвует Главное управление?
– С удовольствием! Если бы в моей школьной жизни была такая возможность, я бы точно ей воспользовался. В кадетские классы у нас принимаются дети по желанию. Мы, сотрудники чрезвычайного ведомства, со своей стороны только поддерживаем их развитие, закрепляем кураторство за подразделениями и проводим много мероприятий, но без навязчивости. Это же подготовка гражданина к взрослой жизни, привитие важных навыков: оказание первой помощи, алгоритм действий в тех или иных непростых ситуациях. Основа кадетских классов – патриотическое воспитание детей. Даже если ребенок не станет потом ни пожарным, ни спасателем, ни военным, он все равно приобщился к нелегкому труду профессионалов.
– В рабочем поселке Мошково Новосибирской области, например, уже открыт второй кадетский класс МЧС России. В этот раз пришлось даже проводить конкурс среди желающих. На Ваш взгляд, с чем связана такая популярность кадетского движения?
– Кадетский класс – это дополнение к школьной общеобразовательной программе, привитие дисциплины. Конечно, родители хотят, чтобы дети получили достойное воспитание в стенах школы. Ребятам же интересны мероприятия, которые проходят у них дополнительно. В Мошковской школе предлагают плаванье, пулевую стрельбу, подготовку по пожарному, спасательному и военному делу, этикет и бальные танцы. Кто-то из детей начинает всерьез интересоваться этим, хобби дальше может перерасти в профессию.
Наши кадеты, посмотрев на уроках ОБЖ несколько выпусков влога «МЧС-101», захотели принять участие в съемках одного из роликов. Костя, Лиза, Соня, да и все их одноклассники, начали писать сценарий видео, в котором рассказали о своем кадетском классе. На мой взгляд, вышло очень здорово и информативно.
На территории Мошковской школы №1 в сентябре появилась Аллея спасателей, посвященная специалистам чрезвычайного ведомства. Тридцать яблонь и лип высадили педагоги и воспитанники кадетских классов совместно с администрацией района и представителями Главного управления. Это не просто акция по посадке деревьев, а вклад в развитие новых традиций у подрастающего поколения.
Я рассказал только об одной из школ нашего региона, это самый молодой кадетский класс, которому только что исполнился год, а уже столько достижений! О развитии кадетского движения в Новосибирской области можно говорить еще долго.
– Помимо поддержки кадетов, как еще Главное управление участвует в жизни маленьких жителей области?
– Во-первых, это обучение детей правилам безопасного поведения, чем мы занимаемся совместно с органами местного самоуправления. Артисты ансамбля Главного управления МЧС России по Новосибирской области «Искорка» выступают в образовательных учреждениях с концертно-пропагандистской программой по профилактике пожаров и детского травматизма. Детсадовцам показывают музыкальные спектакли на противопожарную тематику, школьникам напоминают, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Во-вторых, специализированная работа уже с подготовленными детьми. Сюда как раз относятся кадетские классы, дружины юных пожарных, студенческий спасательный отряд «SALUS» Новосибирского государственного педагогического университета. Бойцы и курсанты студотряда – будущие педагоги, являясь уже аттестованными спасателями, готовы делиться знаниями, навыками и умениями с подрастающим поколением. Так, накануне в одной из новосибирских школ открылся детско-юношеский поисково-спасательный отряд «SALUS-юность». Это добровольное объединение школьников, они будут дополнительно обучаться действиям по спасению и самоспасению в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, проведению спасательных работ и оказанию первой помощи.
Еще ежегодно у нас проходят соревнования «Школа безопасности». Ученики среднего и старшего звена вникают в специфику работы пожарно-спасательных подразделений, приобретают огромное количество необходимых навыков. Дети проходят большой перечень испытаний на прочность, в том числе и 25-километровый маршрут выживания в полной экипировке туриста.
В прошлом году команда юных спасателей из Куйбышевского района «Белки» на Общероссийских соревнованиях полевых лагерей защищала честь Сибири. Ребята стали победителями сразу в нескольких номинациях – «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», став лучшими в Сибирском федеральном округе.
– Если мы уже перешли к разговору о соревнованиях, то в чем особенность пожарно-спасательного спорта?
– Прежде всего, это прикладной вид спорта. Он пришел из профессии. В основу спортивных дисциплин, которые выполняют участники соревнований, положены навыки профессиональных пожарных и спасателей.
Показательный случай был в конце 2018 года. Пожар вспыхнул в квартире на пятом этаже многоквартирного дома. Пока автолестница следовала к месту происшествия, с риском для собственной жизни огнеборцы спасли женщину с ребенком. Начальник дежурной смены службы пожаротушения подполковник внутренней службы Вадим Кацуба при помощи трехколенной и штурмовой лестниц быстро поднялся на соседний с горящей квартирой балкон и взял на руки ребенка, которого мать уже была готова скинуть из окна, чтобы спасти от огня. Приобретенные навыки в спорте помогли ему в экстремальной ситуации быстро принять решение и спасти жизнь малыша. В это же время звенья газодымозащитной службы вскрыли запертую горящую квартиру и эвакуировали женщину при помощи спасательного устройства. Это всего лишь одна история спасения из повседневной работы подразделений МЧС России.
– Пожарно-спасательным спортом занимаются и дети. Приобщает ли это их к профильным профессиям?
– Да, они учатся прикладному мастерству у своих учителей. Кстати, в начале июня этого года на стадионе «Фламинго» в Кировском районе Новосибирска открылась детско-юношеская секция по пожарно-спасательному спорту. Любой ребенок нашего города, заинтересовавшийся профессиональным спортом огнеборцев, может бесплатно посещать тренировки. Выбирают ли они потом службу в МЧС России? Иногда видишь в строю молодых офицеров пожарно-спасательного гарнизона Новосибирской области бывших участников соревнований, кадетов наших школ. Это очень приятно, что они не предают свою мечту.
– Хотелось бы у Вас спросить, как у опытного офицера, что бы Вы пожелали юношам и девушкам, которые хотят связать свою жизнь с чрезвычайным ведомством?
– Скажу кратко: если поставили цель, значит, ее нужно достичь.
– Виктор Викторович, а Вы себя нашли в службе в МЧС России?
– Сложный вопрос. Человек ищет себя всю жизнь. Можно менять в течение жизни направление деятельности, как у меня и было до прихода в МЧС России. Неизменными должны оставаться лишь любовь к Родине и желание приносить ей пользу. А на каком рабочем месте это будет – на военной или государственной службе, у станка или в преподавании не имеет значения. Главное, оставаться человеком.