8 апреля 2021, 17:00

ПРОГНОЗ развития лесопожарной обстановки на территории Новосибирской области в 2021 году

(Подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области).

1. Обстановка

Лесистость Новосибирской области небольшая и составляет 26,7%. По рискам горимости определены три зоны:

I – зона наиболее пожароопасных районов с большими лесными массивами.

II – зона трансграничных ландшафтных пожаров.

III – зона лесостепных пожаров.

Наиболее пожароопасные зоны, расположенные в радиусе 5-10 км от границ населенных пунктов, занимают значительные лесные площади и составляют для г. Новосибирска 32%, для г. Бердска – 75%, для г. Искитима – 56% территории лесного фонда.

Весна 2020 года была ранней и теплой, что характеризовалось ранним сходом снежного покрова, таянием лесной подстилки, и следственно, возникновением лесных пожаров.

Пожароопасный сезон начался чуть ранее среднестатистического времени. Уже в начале апреля возникали очаги природных пожаров в отдельных районах области, что было связано с установившейся в начале апреля теплой и сухой погодой, зачастую сопровождаемой ветрами.

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.04.2020 №54 пожароопасный сезон на территории Новосибирской области устанавливался поэтапно, в зависимости от климатических особенностей районов с 17 и с 21 апреля. Продолжительность его составила 186 дней (или 101,3% от средней продолжительности за 5 лет).

В целях принятия дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах, в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 27.04.2020 № 138-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Новосибирской области» в период с 27.04.2020 по 11.05.2020 г.г. на всей территории области был установлен особый противопожарный режим.

Всего в течение пожароопасного сезона 2020 года на территории области возникло 333 очага природных пожаров на общей площади 2214,33 га, в том числе на покрытой лесом площади – 1734,93 га.

Произошел 1 крупный лесной пожар на общей площади 255,2 га.

По сравнению с прошлым годом (402 пожара, общая площадь 2117,63 га) произошло уменьшение количества лесных пожаров на 17,2% и увеличение общей площади на 4,4%.

Рис. 1. Динамика по количеству возникших лесных пожаров за 10 лет с 2011 по 2020 год

Рис. 2 Динамика лесных пожаров по общей площади с 2011 по 2020 год

Наибольший пик лесных пожаров пришелся на апрель месяц. В этот период произошло 225 лесных пожаров на общей площади 1794,2 га, что составляет 69% от всего количества возникших пожаров.

Рис. 3. Возникновение лесных пожаров по месяцам в 2020 году

Средняя площадь одного пожара составила 6,6 га. Ликвидация пожаров в течение суток составила 99,7%.

Лесные пожары выявлены с помощью:

 наземного мониторинга – 180,

 авиационного мониторинга – 16,

 видеомониторинга – 5,

 космомониторинга – 99,

 местного населения – 23,

 лесопользователей – 1,

 ПНВ – 5.

Основными причинами возникновения лесных пожаров явились:

 переход с земель иных категорий – 234 пожара на общей площади 1713,85 га (70,3% от общего количества возникших пожаров);

 вина местного населения – 86 пожаров на общей площади 445,36 га (25,8% от общего количества возникших пожаров);

 переход через границу – 1 пожар на общей площади 2,4 га (0,3% от общего количества возникших пожаров);

 по вине лесопользователей – 1 пожар на общей площади 1,2 га (0,3% от общего количества возникших пожаров);

 от линейных объектов – 1 пожар на общей площади 1,96 га (0,3% от общего количества возникших пожаров);

 от гроз – 10 пожаров на общей площади 49,56 га (3,0% от общего количества возникших пожаров.

Рис. 4. Причины возникновения лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2020 году

Предварительный общий ущерб от лесных пожаров составил 12672,5 тыс. руб., в том числе затраты на тушение составили 5847,1тыс. руб., сумма вреда, причиненного лесному хозяйству, составила 6825,4 тыс. руб.

Наибольшее количество лесных пожаров возникло на территории лесничеств: Кыштовского – 53 ед. на общей площади 203,6 га, Северного – 29 ед. на общей площади 362,6 га, Ордынского – 28 ед. на общей площади 66,04 га, Искитимского – 27 ед. на общей площади 470,76 га, Болотнинского – 26 ед. на общей площади 172,4 га, Мирновского – 25 ед. на общей площади 217,9 га, Венгеровского – 23 ед. на общей площади 196,4 га.

Не допущено лесных пожаров на территории Барабинского, Каргатского, Черепановского лесничеств.

Всего с начала 2020 года было задействовано сил и средств: 2249 человек и 684 единицы техники. Из них основными силами являются силы лесопожарных формирований – 1737 человек, также для тушения лесных пожаров привлекались арендаторы лесных участков – 383 человека, прочие организации – 4 человека, Главное управление МЧС России по Новосибирской области – 21 человек, местное население – 104 человека.

Своевременно проведенные противопожарные мероприятия, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров позволили контролировать лесопожарную обстановку на территории Новосибирской области. Крупных пожаров, несущих угрозу населенным пунктам, и ЧС, вызванных лесными пожарами, не допущено.

2. Прогноз

Учитывая территориальные климатические особенности Новосибирской области, и основываясь на среднестатистических данных за весь период наблюдения, можно предположить, что пожароопасный сезон 2021 года наступит по мере таяния снега и просыхания поверхности почвы и напочвенного покрова.

Период действия природных пожаров на территории области приходится с апреля по октябрь и длится около 180 дней в зависимости от схода и установления снежного покрова.

В случае раннего схода снежного покрова и таяния лесной подстилки возможно раннее возникновение лесных пожаров. В случае позднего схода снежного покрова пожароопасный сезон будет более поздним и менее продолжительным по времени.

Пирологический пик горимости лесов в 2021 году ожидается в весенний период, а именно в апреле-мае месяце. В этот период прогнозируется около 80% всех возникающих пожаров. В основном это низовые беглые лесные пожары, развивающиеся по сухой растительности.

В июне месяце, с появлением травяного покрова, ожидается снижение активности возникновения пожаров.

В июле-августе, согласно статистических данных, возникает примерно 5-10% от всего количества пожаров, возникших за пожароопасный сезон.

Осенью при открытии охотничьего сезона, массового посещения населением лесов и проведением сельскохозяйственных работ на полях снова возможно обострение лесопожарной обстановки. На сентябрь-октябрь можно прогнозировать до 15% от всего количества возникших пожаров.

Активность загораний и интенсивность распространения огня зависит от крайне неблагоприятных метеоусловий (в весеннее и осеннее время года – продолжительное отсутствие осадков, сильный ветер, в летнее время – продолжительная сильная жара). Погода является фактором либо способствующим, либо препятствующим распространению пожаров.

Лесные и степные пожары, вышедшие из-под контроля, могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основываясь на анализе возникновения точек активного горения, можно предположить, что наибольшее их количество в пожароопасный сезон следует ожидать на землях поселений и сельхозназначения.

Высокая пожарная опасность прогнозируется особенно в Западно-Сибирском южно-таежном равнинном районе (Кыштовский, Северный, Убинский районы), а также в Западно-Сибирском подтаежно-лесостепном районе Новосибирской области (Сузунский, Ордынский, Искитимский, Мошковский), где расположены наиболее ценные леса, преобладают сосновые насаждения с первым классом природной опасности. Здесь отмечается высокая плотность населения территории, путей транспорта в лесах, которые создают условия возникновения максимального количества возгораний в течение всего пожароопасного сезона.

Также высокая пожароопасность может возникнуть в Карасукском и Куйбышевском лесничествах, где возникновение лесных пожаров происходит по причинам переходов ландшафтных пожаров на земли лесного фонда.

Менее опасная пожарная обстановка ожидается в Алтае-Саянском горно-таежном районе (Маслянинский, Тогучинский районы). Период весеннего пожарного периода в этих лесах значительно короче по сравнению с другими зонами, а преобладающие здесь травяные типы леса летом малопожароопасны.

Анализируя динамику лесных пожаров на территории области с 2011 года, можно предположить, что в пожароопасный сезон 2021 года возможно возникновение до 280 очагов пожаров. Общая площадь лесных пожаров может составить ориентировочно около 3 тыс.га. Возможно возникновение от 2 до 4 тысяч термических точек на землях населенных пунктов и сельхозназначения.

На территории области имеются участки торфосодержащих почв (в Кыштовском, Северном, Убинском, Колыванском и Сузунском районах), на которых в пожароопасный сезон возможно возникновение торфяных пожаров, общая площадь которых может составить до 15,0 га.

Рис. 5. Районы возможных почвенных пожаров и пожаров в лесах ценных пород

Исходя из условий местности, типов растительности, расположения населенных пунктов, в области наиболее вероятно возникновение очагов лесных пожаров в 12 районах (Искитимский, Колыванский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Убинский, Черепановский), в зону риска перехода лесных пожаров могут попасть 118 населенных пунктов (40 315 домов, в которых проживает 116 031 человек).

Кроме этого, в течение всего пожароопасного сезона на территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.

Рис. 6. Районы возможных трансграничных пожаров Новосибирской области

Основными причинами возникновения природных пожаров будет являться антропогенный фактор (нарушение правил пожарной безопасности населением, неосторожное обращение с огнем), переход с земель сельскохозяйственного назначения (в 2020 году по этим причинам произошло 96% от общего количества возникших пожаров).

3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

В целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшения возможного ущерба, обеспечения безопасности населения, подготовки и проведения оперативных действий по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, вызванные лесными пожарами, Главам муниципальных районов и городских округов предлагаю:

 организовать работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2021 году»;

 до начала пожароопасного сезона организовать разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479;

 организовать подготовку перечня собственников земель, примыкающих к лесу;

 со дня схода снежного покрова организовать:

 проведение работ по очистке территорий сельских поселений от сухой травянистой растительности и другого горючего мусора, в том числе, предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий;

 работу по проверке наличия и качества минерализованных полос вокруг населенных пунктов. При необходимости, организовать работу по их обновлению;

 в течение пожароопасного сезона организовать контроль за выполнением мероприятий по своевременной очистке территорий от сгораемого мусора и соблюдением требований пожарной безопасности. По фактам выявляемых нарушений обеспечить в рамках предоставленных полномочий принятие мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе информирование территориальных подразделений Главного управления МЧС России по Новосибирской области с представлением соответствующей доказательной базы;

 в осенний период, до установления снежного покрова, провести работы по созданию минерализованных полос вокруг населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;

 работы по профилактическим выжиганиям сухой травянистой растительности проводить в строгом соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479 и Методическими рекомендациями по проведению выжигания сухой травянистой растительности, утвержденными МЧС России от 23.01.2014 № 2-4-87-1-19;

 до начала пожароопасного сезона во взаимодействии с территориальными подразделениями Главного управления МЧС России по Новосибирской области, территориальными подразделениями Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, территориальными подразделениями министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области организовать работу по созданию патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп в целях предупреждения, выявления и локализации очагов природных пожаров (палов травы), пресечения случаев сжигания мусора на территории муниципальных образований в пожароопасный сезон;

 организовать привлечение добровольцев, работников организаций, населения для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и ландшафтных пожаров;

 иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;

 поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;

 провести опашку санкционированных свалок твердых бытовых отходов;

 предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;

 обеспечить систематическое информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами;

 организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима;

 обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;

 с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;

 активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;

 создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;

 усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;

 ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы, особенно в период действия особого противопожарного режима;

 в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;

 в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток);

 с начала наступления пожароопасного сезона организовать ежедневное представление, не позднее 20:00 часов, информации о результатах реагирования патрульных, патрульно-маневренных и маневренных групп через Единую дежурную диспетчерскую службу в дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Новосибирской области.


Эта статья полезна?