(Прогноз подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов)
1. Исходная обстановка
(за период с 18 по 23 апреля)
1.1. Оправдываемость прогноза за прошедший период
Оправдываемость прогноза возможных чрезвычайных ситуаций за прошедший период составила 100%.
1.2. Метеорологическая обстановка
Среднесуточная температура воздуха на прошедшей неделе составила +2,+7ºС и колебалась ночью от -4,-9ºС до +3,+8ºС, днем от 0,+5ºС до +17,+22ºС. Осадки разной интенсивности прошли в отдельные дни недели.
19 апреля всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о возможном возникновении днём 20 апреля, сутки 21 апреля чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач, падением слабо закреплённых конструкций, срывом кровли со зданий и сооружений нарушением работы транспорта, дорожных и коммунальных служб, увеличением количества ДТП (источник возможных ЧС – опасные явления и комплекс метеорологических явлений).
ЧС, связанных с опасными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.3. Гидрологическая обстановка
Стабильная. ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, за отчетный период не произошло.
Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС осуществляет свою работу в соответствии с графиком пропуска весеннего половодья на весенне-летний период 2025 года.
По состоянию на 24 апреля средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 110,24м БС (Балтийской системы измерений), что незначительно выше утвержденного графика, сброс составил 2790 м³/сек, приток 3880 м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 204 см.
1.4 Лесопожарная обстановка
Стабильная. На территории Новосибирской области действует особый противопожарный режим.
В районах Новосибирской области классы пожарной опасности устанавливалась с 1 по 3.
Всего с начала года зарегистрировано - 1113 термических точек, в 5-ти км зоне - 909 (АППГ - 159, в 5-ти км зоне - 122). Угрозы населенным пунктам нет.
С начала пожароопасного сезона зарегистрирован 1 очаг природного пожара общей площадью 1,40га (вся лесная). Ликвидирован. Действующих лесных пожаров нет.
1.5 Экологическая обстановка
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.
1.6 Сейсмическая обстановка
Стабильная. На прошедшей неделе на территории Новосибирской области сейсмических событий магнитудой 3 и более не зарегистрировано.
1.7 Эпидемическая обстановка
Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 24 апреля) в медицинские учреждения обратились 904 человека по поводу укусов клещами, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Диагноз клещевой энцефалит ни у кого не подтвердился. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас средств для профилактики и лечения клещевого энцефалита, провакцинировано 200 512 человек.
1.8 Эпизоотическая обстановка
Стабильная. На территории д. Богословка Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бруцеллезу крупного рогатого скота.
На территории с. Новолокти Искитимского района действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.
На территории с. Мамоново Маслянинского муниципального округа Новосибирской области с 17.04.2025 действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.
1.9 Радиационная и химическая обстановка
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.
Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма-фону.
1.10 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период (с 17 по 23 апреля) произошло 142 пожара (в жилом секторе – 43 (из них 23 в жилье и 20 в надворных постройках)), в результате которых 1 человек погиб и 3 человека были травмированы.
В 2024 году за аналогичный период было зарегистрировано 240 пожаров (в жилом секторе – 31 (из них 22 в жилье и 9 в надворных постройках)), в результате которых 1 человек погиб и 2 человека получили травмы.
1.11 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения:
19 апреля с 6:30 до 15:00 в Ленинском районе г. Новосибирска под отключение энергоснабжения попали 323 частных жилых дома (проживают 1000 человек, из них 230 детей), 2 социально-значимых объекта (СОШ, д/с). Причина – аварийное отключение ТП.
19 апреля с 5:30 до 12:30 в Октябрьском районе г. Новосибирска под отключение энергоснабжения попали 24 многоквартирных жилых дома (проживают 3458 человек, из них 980 детей), 3 социально-значимых объекта (СОШ, 2 д/с). Причина – аварийное отключение ТП.
20 апреля с 11:56 до 06:00 21 апреля в с. Сумы, с. Первотороицк, с. Кольцовка, с. Карган, с. Форт-Каргат, с. Лебедевка Каргатского района под отключение энергоснабжения попали 486 частных жилых домов (проживают 3633 человека, из них 99 детей), 12 социально-значимых объектов (4 СОШ, 2 д/с, 4 ФАП, 2 ДК). Причина – авария на ВЛ.
20 апреля с 16:00 до 18:57 в н.п Южный, н.п. Дальняя Заимка, н.п Бураново Черепановского района под отключение энергоснабжения попали 284 частных жилых дома (проживают 1312 человек, из них 184 ребенка), 12 социально-значимых объектов (3 СОШ, 3 детских сада, 3 ФАП, 3 ДК). Причина – авария на ВЛ.
20 апреля с 19:12 до 00:52 21 апреля в н.п Сузун, с. Новый Сузун, с. Шигаево Сузунского района под отключение энергоснабжения попали 117 частных жилых домов (проживают 318 человек, из них 58 детей), 1 социально-значимый объект (ФАП). Причина – повреждение подземного кабеля.
21 апреля с 00:06 до 10:00 в г. Искитим под отключение энергоснабжения попали 35 многоквартирных и 1050 частных жилых домов (проживают 7910 человек, из них 2249 детей), 1 социально-значимый объект (СОШ). Причина – авария на ВЛ.
21 апреля с 04:35 до 10:00 в н.п. Чернаково Ордынского района под отключение энергоснабжения попали 236 частных жилых домов (проживают 1150 человек, из них 150 детей), 3 социально-значимых объекта (СОШ, д/с, котельная). Причина – авария на ВЛ.
23 апреля с 17:30 до 02:20 24 апреля в 5 н.п. с Белоярка, с. Дубровино, с. Успеновка, д. Умрева, д. Сарачевка Мошковского района под отключение попали 957 частных жилых домов (проживают 2545 человек, из них 520 детей), 7 социально-значимых объектов (1 д/с, 4 СОШ, 1 дом интернат). Причина – авария на линии 10 кВт.
23 апреля с 19:00 до 00:05 24 апреля в Октябрьском районе г. Новосибирска под отключение попали 14 многоквартирных и 39 частных жилых домов (проживают 3500 человек, из них 920 детей), 2 социально-значимых объекта (д/с, СОШ). Причина – авария на ТП.
1.12 Обстановка на объектах ЖКХ
Отопительный период проходил в штатном режиме. Аварийных ситуаций на объектах ЖКХ продолжительностью более суток не зарегистрировано. Возникающие дефекты устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения:
22 апреля с 07:50 до 13:10 в р.п. Кольцово под отключение теплоснабжения попали 53 многоквартирных и 68 частных жилых домов, 7 прочее (проживают 20000 человек, из них 6600 дети), 43 социально-значимых объекта. Причина – дефект задвижки диаметром 250 мм.
Городскими округами и муниципальными районами отрабатываются планы мероприятий по подготовке объектов энергетики, коммунального комплекса, жилищного фонда и социально-культурной сферы к работе в отопительный период 2025/2026 годов.
Министерством энергетики и ЖКХ Новосибирской области разрабатывается проект постановления Правительства Новосибирской области «О мероприятиях по подготовке объектов энергетики, коммунального комплекса, жилищного фонда и социально-культурной сферы в Новосибирской области к работе в отопительный период 2025/2026 года», который будет представлен на рассмотрение и утверждение на заседание Правительства Новосибирской области.
1.13 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 36 ДТП, в результате которых 2 человека погибли и 39 человек получили травмы.
В связи с неблагоприятными погодными условиями временно прекращалось автобусное сообщение:
19 апреля с 1 населенным пунктом по 1 маршруту в Куйбышевском районе;
21 апреля с 1 населенным пунктом по 1 маршруту в Татарском муниципальном округе;
22 апреля с 35 населенными пунктами в Венгеровском, Татарском, Купинском, Куйбышевском, Кыштовском районах;
23 апреля с 8 населенными пунктами в Купинском, Кыштовском, Ордынском районах;
24 апреля с 2 населенными пунктами в Купинском и Чистоозерном районах.
Отрезанных населенных пунктов не было, сообщение осуществлялось автомобилями повышенной проходимости.
В связи повышением уровня воды в реке Омь в превентивных целях отведен понтонный мост через реку, в результате чего было нарушено автомобильное сообщение с н.п. Лисьи Норки Убинского района. В н.п. Лисьи Норки проживает 3 человека в 2 жилых домах, дома находятся на возвышенности, угрозы подтопления нет. Запас продовольствия жителями создан. Главой Крещенского сельсовета организована лодочная переправа. Ведется мониторинг обстановки. По состоянию на 24 апреля отмечается снижение уровня воды в реке.
1.14 Обстановка на железнодорожном транспорте
На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте ЧС не зарегистрировано.
1.15 Обеспечение безопасности на водных объектах
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
На водных объектах области за отчетный период происшествий не зарегистрировано.
1.16 Угроза совершения террористических актов
Поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
По всем случаям сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-следственные мероприятия.
1.17 Другие вопросы
17 апреля в капитальных гаражных боксах Ленинского района г. Новосибирска произошел хлопок газовоздушной смеси, в результате чего произошло обрушение перекрытий данных боксов, разрушены стены смежных гаражей, произошло возгорание. На момент прибытия первого пожарно-спасательного подразделения (15 ПСЧ 2 ПСО) происходило горение на общей площади 30 м2. Личным составом дежурного караула, при помощи спасательного оборудования и инженерной техники, из-под завалов был спасен мужчина.
20 апреля в 13:57 на территории Заельцовского кладбища г. Новосибирска на женщину упало дерево. Прибывшая бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть.
21 апреля в 03:40 на ул. Ипподромская (в районе дома по ул. Гоголя, 49) произошло обрушение части подпорной стены пандуса. В результате падения подпорной стены пандуса была разрушена асфальтовая часть дорожной полосы и дорожное ограждение (движение по пандусу не возможно). Пострадавших не было.
21 апреля в 17:06 на строительной площадке строящегося жилого комплекса «Династия» в Заельцовском районе г. Новосибирска при разборе башенного крана произошло обрушение стрелы с последующим падением на кузов грузового автомобиля, в автомобиле находился мужчина, получил ушиб головы, состояние удовлетворительное.
22 апреля в р.п. Посевная при проведении земляных работ во дворе дома по ул. Трудовая, 37а был обнаружен предмет, похожий на снаряд. Группой по разминированию ИТО «ОМОН» Росгвардии предмет идентифицирован как 40-мм артиллерийский снаряд. Изъят для утилизации. Пострадавших нет.
22 апреля в р. Бердь в районе д. Тальменка обнаружен предмет, похожий на снаряд. Группой по разминированию ИТО «ОМОН» Росгвардии предмет идентифицирован как 120-мм минометная мина. Изъята для утилизации. Пострадавших нет.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
2.1.1 Метеорологический прогноз
Возникновение ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, на территории области маловероятно.
2.1.2 Геомагнитный прогноз
Магнитное поле Земли ожидается спокойное 25, 26 апреля. Ухудшение условий КВ-радиосвязи маловероятно. Общее содержание озона в озоновом слое, выше нормы.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
ЧС, связанных с опасными гидрологическими явлениями, не прогнозируется.
Новосибирская ГЭС на следующей неделе продолжит свою работу в соответствии с графиком пропуска паводковых вод на весенне-летний период 2025 года.
На предстоящий период планируется среднесуточный сброс воды из Новосибирского водохранилища в нижний бьеф 2700 + 50 м3/с. При данном сбросе уровень воды в р. Обь в районе гидрологического поста г. Новосибирска ожидается 200 +10см.
2.1.4 Прогноз лесопожарной обстановки
На территории Коченевского, Баганского, Здвинского, Доволенского, Кочковского, Ордынского, Искитимского, Красноозерского, Карасукского и Сузунского районах (с возможным дальнейшим увеличением количества районов) ожидается установление высокой пожароопасности 4-го класса, о чем всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о высоком риске возникновения очагов природных пожаров.
Не исключено возникновение очагов природных пожаров с наибольшей вероятностью в южной и приобско - боровой зонах области (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы).
В выходные праздничные дни в связи с массовым выездом населения на дачные участки возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим, их пригородов и в районах садово – дачных обществ.
На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
Основными причинами возникновения природных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности (при разжигании костров и мангалов, в том числе во время охоты на водоплавающую дичь в связи с прохождением весенней охоты, сжигании сухой травы и мусора), несанкционированные отжиги стерни, особенно вдоль дорог, выполнение работ с применением открытого огня, особенно вблизи лесных массивов и на лесных территориях.
2.1.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории Новосибирской области маловероятно.
2.1.6 Прогноз эпидемической обстановки
ЧС маловероятно.
Возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита.
2.1.7 Прогноз эпизоотической обстановки
Возникновение ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется риск возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах с постоянным проживанием людей. Причинами возгорания могут стать неосторожное обращение населения с огнем (в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, монтажа и эксплуатации электропроводки, неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов, использование для обогрева помещений обогревательных устройств кустарного производства и газового оборудования.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
Возможно возникновение ДТП, связанное с увеличением количества автотранспорта, велосипедов, мотоциклов и электросамокатов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 км (г. Бердск, протяженность 0,165 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- (Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398 км по 32,569 км, (г. Бердск, протяженность 0,18 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849 км по 38,029 км, с 38,136 км по 38,218 км, с 39,937 км по 39,458 км (г. Бердск, протяженность 0,693 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082 км по 43,812 км (Искитимский район, протяженность 0,765 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541 км по 48,954 км (Искитимский район, протяженность 0,413 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710 км по 54,782 км (Искитимский район, протяженность 2,012 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 96,527км по 98,205 км (Черепановский район, протяженность 1,678 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 56,170 км по 56,579 км (Мошковский район, протяженность 0,409 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- Р-255 «Сибирь» – с 58,400 км по 59,473 км (Мошковский район, протяженность 1,073 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 62,409 км по 63,188 км (Мошковский район, протяженность 0,779 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 69,111 км по 70,752 км (Мошковский район, протяженность 1,641 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 71,418 км по 72,788 км (Мошковский район, протяженность 1,370 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 90,042 км по 91,863 км (Мошковский район, протяженность 1,443 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 95,180 км по 96,829 км (Болотнинский район, протяженность 1,649 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 105,320 км по 106,370 км (Болотнинский район, протяженность 1,350 км, опасный поворот),
- (Р-255 «Сибирь» – с 106,672 км по 108,617 км (Болотнинский район, протяженность 1,945 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 107,825 км по 108,502 км (Болотнинский район, протяженность 0,677 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 137,388 км по 138,658 км (Болотнинский район, протяженность 1,270 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,350 км по 141,000 км (Болотнинский район, протяженность 1,650 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,038 км по 139,785 км (Болотнинский район, протяженность 0,757 км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р – с 44 по 46 км Тогучинского района,
- К-17р – с 41 по 44 км Новосибирского района,
- К-19р – с 13 по 14 км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25 км Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения пешеходами.
Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах энергетики по метеорологическим условиям маловероятно.
Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%). Существует риск возникновения аварий в системе электроснабжения, вызванных метеорологическими явлениями (порывы ветра до 20-23 м/с).
2.2.5 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ по метеорологическим условиям маловероятно.
Возможны аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и водой, связанные с прохождением отопительного периода.
Учитывая плотность населения и общее количество объектов ЖКХ, к наиболее вероятным районам по аварийности на объектах ЖКХ можно отнести гг. Новосибирск, Искитим, Бердск, Куйбышев, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Краснозерский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Черепановский районы Новосибирской области.
2.3 Обеспечение безопасности на водных объектах
Сохраняется вероятность возникновения несчастных случаев и происшествий на водоемах, связанных с нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами при лове рыбы и охоте на водоплавающую дичь в связи с прохождением сезона охоты (особенно находясь в нетрезвом состоянии) с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Бердь, Иня, Омь, озерах Чаны, Мал.Чаны, Яркуль и Сартлан. Возможно возникновение несчастных случаев по причине оставления детей без присмотра вблизи водоемов.
Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий
и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС.
3. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
4. Проводить разъяснительную работу с населением о необходимости страхования движимого и недвижимого имущества от причинения ущерба стихийными бедствиями, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования.
По сезонным рискам:
1. При необходимости проверить надежность крепления наружных рекламных плакатов и щитов, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровель крыш зданий административного и социального назначения.
2. В связи с началом грозового периода, при необходимости проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
По организации пропуска паводковых вод:
1. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 28.01.2025 № 10-р «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2025 году»:
- поддерживать в готовности состав сил и средств, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, места их базирования, порядок оповещения и сбора, организацию связи и порядок управления, провести проверки готовности техники, предназначенной для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств;
- обеспечить готовность систем оповещения населения и организаций о чрезвычайных ситуациях;
- осуществлять контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой, в том числе на территориях садовых и дачных участков;
- осуществлять проведение обследований дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем;
- обеспечить наличие в населенных пунктах, изолируемых в период прохождения весеннего половодья, необходимых запасов материальных, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения населения;
- осуществлять контроль за техническим состоянием бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования;
- осуществлять надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов;
- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения.
По предупреждению лесных и ландшафтных пожаров:
1. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 31.03.2025 г. № 67 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2025 году»:
- организовать разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований пунктов 65 – 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, организовать работу по созданию (обновлению) минерализованных полос вокруг населенных пунктов шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров в соответствии с требованием, установленным пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- очистить территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером;
- организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима;
- обеспечить проведение противопожарной пропаганды, организацию уроков по противопожарной пропаганде в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях о правилах пожарной безопасности в лесах, а также о мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение;
- продолжить работу по принятию нормативных правовых актов по вопросам стимулирования и привлечения населения к деятельности добровольной пожарной охраны, а также информированию населения об имеющейся нормативной правовой базе по поддержке пожарного добровольчества, передовых формах и методах работы;
- продолжить работу по оказанию содействия в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Новосибирской области, в том числе по оснащению необходимым пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой и инвентарем;
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами.
2. В течение пожароопасного сезона:
- вести контроль за выполнением гражданами, предприятиями и организациями мероприятий по своевременной очистке от сгораемого мусора соответствующих территорий и соблюдением требований пожарной безопасности в части использования открытого огня. По фактам выявляемых нарушений обеспечить в рамках предоставленных полномочий принятие мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе информирование территориальных подразделений ГУ МЧС с представлением соответствующей доказательной базы;
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
- привлекать добровольцев, работников организаций и населения на тушение ландшафтных (природных) пожаров, а также для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;
- усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- продолжить работу по обеспечению всех населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества источниками наружного противопожарного водоснабжения, созданию на пожароопасный сезон пожарных водоемов, сооружению временных водоемов, а также обеспечению возможности забора воды из них пожарной техникой;
- усилить меры по контролю за состоянием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения;
- в целях обеспечения защиты отдаленных населенных пунктов организовать работу временных противопожарных постов добровольных пожарных формирований;
- обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
3. На время действия особого противопожарного режима (постановление Правительства Новосибирской области от 10.04.2025 года № 159-п) в рамках установленных полномочий организовать реализацию дополнительных требований пожарной безопасности:
- усилить мониторинг складывающейся оперативной обстановки с природными пожарами;
- запретить посещение гражданами лесов, кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, договоров аренды участков лесного фонда, выполнением определенных видов работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах в рамках государственных заданий, проездом и пребыванием в оздоровительных учреждениях, туристических базах и базах отдыха, осуществлением мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- запретить использование открытого огня, разведение костров и выжигание сухой растительности, сжигание мусора на территориях поселений и городских округов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, предприятий, полосах отвода линий электропередачи, железнодорожных и автомобильных дорог;
- запретить сжигание порубочных остатков и горючих материалов на земельных участках в границах полос отвода и охранных зон железных дорог;
- запретить приготовление пищи на открытом огне, углях (кострах, мангалах) и иных приспособлениях для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня, в том числе на территориях частных домовладений, садоводческих или огороднических товариществ (за исключением приспособлений, находящихся на территориях и эксплуатирующихся организациями общественного питания);
- запретить проведение огневых работ и других пожароопасных работ вне постоянных мест их проведения;
- обеспечить вокруг населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, за противопожарными минерализованными полосами дополнительную очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров;
- обеспечить принятие мер по локализации очагов горения сухой растительности и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- организовать патрулирование территорий муниципальных образований Новосибирской области в целях контроля за соблюдением запрета выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях;
- организовать привлечение в установленном законодательством порядке к профилактической работе и патрулированию представителей общественных организаций, в том числе добровольной пожарной охраны, охранных организаций, а также добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере предупреждения и тушения пожаров, жителей населенных пунктов;
- проводить противопожарную пропаганду и инструктирование населения о соблюдении требований пожарной безопасности в части запрета разведения костров, сжигания мусора, стерни, пожнивных и порубочных остатков, проведение всех видов пожароопасных работ, кроме мест, специально отведенных для указанных видов работ;
- ввести запрет на территориях населенных пунктов, городских округов, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня;
- обеспечить готовность систем связи и оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- взять на контроль территории бесхозяйных и длительное время не эксплуатируемых приусадебных участков;
- организовать в целях обнаружения палов сухой растительности круглосуточное патрулирование территорий населенных пунктов и прилегающих территорий, в том числе садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, организаций; к указанной работе привлекать в установленном законодательством порядке представителей общественных организаций, в том числе добровольной пожарной охраны, а также добровольцев;
- в случае выявления лиц, допустивших любые очаги горения, обеспечить незамедлительное информирование по указанным фактам органов государственного пожарного надзора, органов полиции, территориальных органов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области;
- ежедневно информировать население о действии на территории Новосибирской области особого противопожарного режима, требованиях пожарной безопасности, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», а также о недопустимости использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса;
- организовать функционирование постоянно действующих оперативных штабов, осуществляющих рассмотрение вопросов оперативной обстановки с пожарами в ежесуточном режиме.
По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна. Вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и на объектах животноводства.
6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
8. Проводить мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма; провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
По риску возникновения аварий на объектах ТЭК и ЖКХ:
1. Вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ с целью недопущения возникновения аварий и ЧС.
2. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системах жизнеобеспечения населения, быть готовыми к принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
3. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
4. Осуществлять выборочный осмотр фундамента опор ЛЭП в местах возможного затопления для проверки надежности крепления опор в грунте, с выявлением отклонения опор от оси.
5. Организовать наблюдение и при необходимости откачку воды в местах возможного затопления объектов электросетевого хозяйства.
6. Обеспечить отвод талых вод от зданий и подземных коммуникаций объектов энергоснабжения.
7. Исключить попадание талых вод в кабельные каналы, маслосборники, источники водоснабжения.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
1. Во взаимодействии с ГАИ вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
2. Информировать участников дорожного движения о складывающихся метеорологических условиях.
По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести усиленный контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств.
2. Проводить работу и информировать население о мерах безопасности и правилах поведения на водоемах.
3. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и возникновении ЧС:
1. При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области – дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно-спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области по телефону 217-68-06.
5. Для работы с населением действует «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.