В Администрации Новосибирской области состоялся учебно-методический сбор в руководящим составом гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС. В ходе сбора были оценены результаты выполненной работы и намечены новые цели.
В 2009 году деятельность территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций была направлена на реализацию комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приоритетными направлениями деятельности КЧС области, КЧС городских округов и муниципальных районов были:
- совершенствование нормативно-правовой базы, разработка методических пособий и рекомендаций по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы управления в кризисных ситуациях;
- работа по оптимизации структуры группировки пожарной охраны;
- наращивание резервов материальных средств для ликвидации ЧС.
- совершенствование системы обучения населения, подготовки руководящего состава территориальной подсистемы
Разработка новых нормативно-правовых актов и внесение изменений в действующие осуществлялась по мере необходимости, с целью приведения законодательства в соответствие с федеральным.
В общей сложности 2009 году принято 12 нормативно-правовых актов.
В результате консолидации усилий всех надзорных органов на сегодняшний день удалось добиться 100%-го результата по разработке паспортов безопасности потенциально опасных объектов, созданию резервов, обеспечению наибольшей работающей смены химически опасных объектов средствами индивидуальной защиты, созданию своих аварийно-спасательных формирований или заключению договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Продолжалась работа по совершенствованию системы управления в кризисных ситуациях.
На областном уровне создан центр управления в кризисных ситуациях, оснащенный самой современной аппаратурой, системой космической связи и видеоконференции, замкнутым на нижестоящие звенья в лице единых дежурно-диспетчерских служб в городских округах и муниципальных районах, с отработанными электронными паспортами безопасности территорий, паспортами потенциально опасных объектов в трехмерном изображении, моделями развития возможных чрезвычайных ситуаций характерных для данной местности.
Проведенная в данном направлении работа позволяет получать информацию о сложившейся ситуации в кратчайшие сроки, сократить время для выработки и принятии управленческого решения, ускорить реагирование – а это спасенные человеческие жизни.
Подготовка руководящего состава территориальной подсистемы планировалась и проводилась в учебно-методическом центре и курсах ГО по соответствующим программам обучения. Впервые в прошедшем году была внедрена система дистанционного обучения с муниципальными районами - подготовку прошли 829 человек, что позволило сократить достаточно финансовых средств.
В целом за 2009 год подготовлено 6730 должностных лиц, что составляет практически сто процентное выполнение плана.
Сезонные риски, имевшие место в 2009 году:
Паводок - осложнений обстановки отмечено не было, за исключением Кочковского района, где в результате резкого подъема воды в реке Карасук (за ночь на 5 метров) было подтоплено несколько домов в селе Черновка.
Лесостепные пожары - наиболее сложной обстановка была в апреле-мае месяце, когда на территории области возникло 409 очагов природных пожаров, что составило 95% от общего числа лесных пожаров за год. Общая площадь, пройденная огнем, составила более 5 тысяч га. Основной причиной лесных пожаров по-прежнему является неосторожное обращение с огнем населения.
В июне – августе 2009 года на территории города Новосибирска и семи муниципальных районов (Новосибирского, Ордынского, Тогучинского, Чановского, Купинского, Кочковского, Северного) имели место опасные гидрометеорологические явления (шквалистый ветер, порывами до 28 м/сек, ливневые дожди с грозой). Порывами ветра были повреждены кровли объектов жилой и социальной сферы, порваны линии электропередачи и связи.
В среднем на территории области ежегодно фиксируется более 300-т предпосылок к ЧС. Не стал исключением и 2009 год, в котором имело место 478 предпосылок, что на 186 больше, чем в 2008 году.
Увеличение предпосылок свидетельствует о том, что настоящее время имеет место более требовательное отношение к безопасному жизнеобеспечению населения. Каждая нестандартная ситуация берется на контроль и доводится до своего логического конца. Совместными усилиями различных служб не допускается аварийным ситуациям перерасти в чрезвычайные.
В 2009 году активно развивалась противопожарная служба области. Если до 2009 года на боевом дежурстве находилось две субъектовые пожарные части в г.Болотное и в с.Северное, то в настоящее время их уже восемь. Прикрыт полностью Новосибирский район и основные населенные пункты Искитимского, Сузунского, Черепановского, Тогучинского и Чановского районов. Численность пожарных частей возросла на 200 человек. Губернатор области, учитывая важность защиты населенных пунктов от пожаров, не смотря на финансовые затруднения, принял решение на дополнительные расходы. Работа по наращиванию группировки пожарных частей будет продолжаться.
Задачи на 2010 год:
КЧС всех уровней должны повысить ответственность конкретных должностных лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и продолжить работу:
- по повышению эффективности деятельности комиссий по вопросам предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварийными выбросами и сбросами загрязняющих веществ, паводками, лесными пожарами, пожарами в учреждениях социальной направленности и с круглосуточным пребыванием людей;
- по формированию системы антикризисного управления в городских округах и муниципальных районах области через единые дежурно-диспетчерские службы, проведение мероприятий по повышению оперативности действий органов управления и готовности к реагированию при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- по созданию баз данных критически важных и потенциально опасных объектов, объектов социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей;
- по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб, в том числе для поиска и спасания людей на водных объектах;
- по развитию материально-технической базы пожарных и спасательных сил;
- по созданию инфраструктуры комплексной безопасности для организации помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- по осуществлению постоянного мониторинга за ходом выполнения предзимних работ и прохождения отопительного сезона, при этом особое внимание уделить вопросам создания запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий, своевременного и полного завоза топлива, полноты и сроков выделения финансовых средств.
- созданию локальных систем оповещения.