Лето для Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России - самая напряженная пора. Одновременно с пиком регистрации новых лодок и аттестации судоводителей, а также ростом заявок на техосмотр маломерных судов идут комиссионные премки пляжей, массированные рейды по водным объектам, активные занятия по безопасности с детьми в детских оздоровительных лагерях и пришкольных площадках. Начальник Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области Сергей Сергеевич Кудинов рассказал, как подразделения обеспечивают защиту людей на акваториях, какие нововведения по ужесточению ответственности могут ожидать судоводителей за небезопасное вождение и что необходимо соблюдать на воде во избежание опасных для жизни ситуаций.
Вопрос: Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России отметила 35-летие со дня своего основания. В наши дни работа инспекторов стала более востребованной, какими силами сейчас обладает Центр ГИМС, позволяют ли они прикрывать множество водоемов, рассредоточенных по всему региону?
Ответ: В состав Центра ГИМС входят 11 отделений и участков, группа технического надзора, а также регистрационной и технической работы. В штате состоят 84 человека, 61 из них - госинспекторы и капитаны катеров. На оснащении службы 37 судов – для патрулирования акваторий и обеспечения безопасности людей. В основном это катера, а также два судна на воздушной подушке, гидроцикл и моторные лодки. В арсенале имеется колесная техника высокой проходимости, снегоходы, квадроцикл и беспилотные летательные аппараты. Наша задача – знать обстановку на воде и не допустить чрезвычайных происшествий. Несмотря на относительно небольшой штат службы, массу водоемов, которых более 13 000, и огромный парк поднадзорных маломерных судов, наш регион в передовиках по числу профилактических рейдов и результатам контрольно-надзорных мероприятий. Самое главное, что усиленные меры безопасности способствовали улучшению обстановки на водных объектах. За 2018 год количество происшествий на водных объектах уменьшилось почти на 40 процентов, статистика по утонувшим существенно снизилась. Сейчас начался летний сезон, и поэтому значительные силы направляем в водные патрули для обеспечения безопасности людей и приемку пляжей.
Вопрос: Жители отмечают, что теперь нарушителям бесполезно скрываться, так как у ГИМС современные скоростные катера. Насколько удается дисциплинировать судоводителей и какие нарушения чаще всего выявляются?
Ответ: По Новосибирской области на учете состоит более 27 000 маломерных судов, зарегистрированы свыше 40 000 судоводителей – по этим показателям наша инспекция находится на третьем месте в Сибирском федеральном округе после Иркутской области и Красноярского края. Считаю, что мы уже хорошо воспитали судоводителей, если можно так выразиться. Например, все реже встречаются незарегистрированные суда, плавсредства без техосмотра и судоводители без удостоверения. В ходе патрулирования чаще составляем административные протоколы за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров в пути следования – забывают надеть спасательные жилеты. Бывает, что судоводители двигаются не с той стороны судового хода или нарушают требования навигационных знаков. Если судоводитель находится в алкогольном опьянении, то судно помещается на штрафстоянку, а виновнику грозит, в зависимости от отягощающих обстоятельств, либо штраф, либо лишение удостоверения на право управления маломерным судном. Так, в судебной практике уже много прецедентов, когда нетрезвый судоводитель за преднамеренное неисполнение требований госинспектора, нарушения, совершенные не впервые или группой лиц, лишается права управления не только маломерным судном, но и автомобилем, снегоходом. Работа по профилактике нарушений ведется достаточно интенсивно. За 2018 год к административной ответственности привлечены 692 судоводителя. В будущем в стране предвидится существенное повышение штрафов, российские законодатели предлагают их увеличить как в как минимум в 10 раз. За управление судном без регистрации штраф может достигнуть 20 000 рублей. Такая мера призвана повысить ответственность судоводителей и сделать водные пути более безопасными.
Вопрос: Сколько человек в год сдают экзамен на право управления маломерным судном?
Ответ: Каждый год мы выдаем права более 1000 человек. Процедура получения прав достаточно простая: нужно написать заявление, сдать специалистам теорию и практику. Экзаменоваться кандидатам можно как на своем плавсредстве, так на и судне ГИМС. В период навигации в районе Шлюза Новосибирского водохранилища работает специальный подготовленный участок, где выставлены знаки плавания: поворотные, опасности, кромочные, береговые, судоводителям нужно уметь их читать и правильно маневрировать между ними. Плюс к этому во время экзамена по воде ходит наша лодка, с которой соискатель на права во время практики должен разойтись правильными бортами. Ошибка – расходиться правыми бортами, допустившие ее, получают минус и готовятся к следующей экзаменации на права.
Вопрос: Какие основные требования предъявляются на техническом освидетельствовании маломерного судна? Сколько всего судов ежегодно проходят эту процедуру, а также регистрацию?
Ответ: В год мы освидетельствуем порядка 1 500 маломерных судов, регистрируем более 1000 судов. Самый большой наплыв заявок - в период навигации. Проверяем, конечно, наличие бортовых номеров, укомплектованность спасательными жилетами, спасательным кругом, концом Александрова, черпаком, насосом, веслами. Важно, чтобы спасательный жилет был с подголовником, оранжевого цвета со светоотражающей полосой, свитком. Приветствуются и более современные жилеты, в которых есть защитный чехол с аккумулятором и светодиоды, которые могут мигать до двух суток. На судне также должны быть блоки плавучести, которые не позволят лодке затонуть, и за ее борт человек, упавший в воду, имеет возможность придержаться до того, как придет помощь. Суда с удаленными блоками плавучести техосмотр не пройдут.
Вопрос: Какие советы вы можете дать судоводителям? Что делать, если судно перевернулось?
Ответ: Прежде всего, необходимо всегда соблюдать правила плавания, не выходить в непогоду, чтобы не было происшествий, и, конечно, нужно иметь средства спасения. Человек зачастую ошибочно думает, что вода – это отдых, что беда его не коснется, но каждый год и не раз за сезон лодки переворачиваются через борт, люди падают в воду. Если вода теплая и на вас спасательный жилет – это залог успеха, можно несколько часов продержаться на воде. Без спасжилета человек продержится на воде недолго, особенно когда от берега далеко и есть волнение на водоеме. Это кажется, что 300 метров легко преодолеть, попробуй проплыви, это очень тяжело. Если гидроцикл перевернулся, сложности нет вернуть его в исходное положение - он сам как неваляшка пытается восстановить свою позицию, достаточно его дернуть. В ситуации с лодкой ПВХ есть определенные моменты: опытные судоводители имеют закрепленный швартовый канат, знают к какому борту в случае непредвиденной ситуации подойти, натягивают канат и лодка переворачивается в исходную позицию. Если же опрокинулось жесткомодульное судно, то перевернуть его обратно практически невозможно из-за возникновения эффекта присасывания к воде и большой массы. Даже если удастся вернуть, в судне останется очень много. Поэтому всегда на судоводителе и пассажирах должны быть спасательные жилеты. Самая большая ошибка – выходить в плавание в состоянии алкогольного опьянения. Люди становятся беспомощными, притупляется чувство самосохранения, реакции замедляются, и они не могут адекватно реагировать на опасность.
Вопрос: Как проходит профилактическая работа, особенно среди детей?
Ответ: Информированность и грамотность в плане безопасного поведения на воде среди жителей области растет, и мы стараемся этому способствовать. Мы проводим беседы с рыбаками, раздаем памятки судоводителям, организуем уроки по безопасности в школах и делаем это доступно. Летом наши инспекторы два раза в одну смену выезжают в детские оздоровительные лагеря, проводят обучающие мастер-классы, показывают, как необходимо вести себя на воде, какие способы спасения существуют. Участвуют в этом также спасатели, они учат азам первой помощи.