23 февраля 2019, 10:00
38
6 минут

Мне нравится помогать людям, делать их жизнь безопаснее

Начальник новосибирского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуации Петр Степанов рассказал о том, как летное дело, развитое до совершенства, помогает принимать правильные решения в экстремальных условиях и работе в чрезвычайном ведомстве.

- Петр Васильевич, свою карьеру вы начали военным летчиком, несколько лет служили в эскадрильи по поиску и спасению космонавтов и космических спутников, спустя годы пришли в МЧС. Почему вы выбрали для себя такую карьеру?

- С детства мечтал быть летчиком, поэтому сразу после школы пошел учиться летному делу и в 1977 году поднялся в небо. Авиация – это то, чему я посвятил всю свою жизнь. В Афганистане я находился с 22 сентября 1982 года по 22 сентября 1983 года. Получил опыт пилотирования в самых сложных условиях – это до сих пор помогает мне работать в команде, надеясь на коллег, как на себя, никогда не паниковать, действовать уверенно. Опыт, приобретенный в армии, помогает сейчас в МЧС. 

- Какие задачи вы выполняли в Афганистане?

-Выполнял работу в транспортной авиации, на вертолете МИ-6 возил боеприпасы, топливо, снаряжение и продовольствие, бывало раненых доставлял. За 365 дней совершил 500 боевых вылетов по всей территории Афганистана.

- О чем вы думали, когда летали на боевые задания? О доме вспоминали?

- Если честно, всегда хотелось спать – нагрузка была большая. В небе за штурвалом проводил больше времени, чем на земле. По возвращении на базу оставалось максимум пять-шесть часов – на душ, ужин, получение новой задачи на будущий день, письмо домой и короткий сон. В воздухе нужна предельная концентрация. Горная местность сама по себе опасна, а мы нередко еще с пробоинами прилетали. Шум полета заглушает другие звуки: не слышно, как обстреливают. Уже на земле обнаруживали дырки в бортах.

- Как часто приходилось пилотировать в сложных условиях?

- Однажды выпустили в облака пару наших вертолетов, на одном из них я. Мы «пробили воздух» над аэродромом и увидели, что вся равнина закрыта облачностью. Ориентируясь лишь по слегка виднеющимся вершинам, летели на другой аэродром, окруженный с обеих сторон горами. Заходили в ущелье вслепую, с земли нам сигнализировали ракетницами, чтобы мы примерно видели, где находится посадочная полоса. Бывало, что борт не мог перетянуть через перевал: груза было столько, что не хватало мощности набрать нужную высоту. И тогда приходилось нырять в ущелье, а там вариантов нет, есть только один путь: куда ущелье выведет, туда и вылетишь. Так, мы регулярно доставляли груз в одну афганскую часть, с которой не было никакой связи. Эта дорога всегда была психологически напряженной из-за того, что часть могли захватить духи, а посадка очень трудной. Если с первого раза, вылетев из ущелья, промазал или не сел по какой-то причине, то уже летишь обратно – развернуться и повторно зайти па посадку уже не было возможности. Несчастный случай при посадке мог произойти даже с опытнейшим пилотом, у которого огромный налет часов. Выдержки и мастерства требовали все ночные полеты, когда воотчую можно было видеть бортом летающие трассеры. Стараюсь не вспоминать плохие моменты – память у меня это вычеркивает.

- Почему так сложилось, что вы пришли в МЧС по сути прогнозистом, а не летчиком?

- Авиация- это вся моя жизнь, до сих пор в небо поднимаю глаза каждый раз, когда пролетает самолет. Но пришло время и я завершил военную летную карьеру, чтобы чаще находиться со своей семьей.  Служил в Германии, на Украине, в Забайкальском крае и Новосибирской области, в Оренбургской области девять лет возглавлял отряд эскадрильи по поиску и спасению космонавтов и космических спутников. Своим знаниям я нашел применение в МЧС, и мне нравится помогать людям, делать их жизнь безопаснее. На должности начальника центра мониторинга и прогнозирования ЧС помогает моя первая профессия. Метеорология – это одна из основных составляющих, которую я изучал как будущий летчик в училище и всю жизнь применял знания на практике. Я на одном языке разговариваю с метеорологами, имею очень хорошее представление о том, что влияет на характер погоды и как это может отразиться на безопасности в регионе, хорошо читаю синоптические карты, могу составлять прогнозы на различные периоды. Служба в армии также научила принимать решения и отвечать за них, работать с людьми. Со своими ребятами из центра мониторинга и прогнозирования мы составляем прогнозы ЧС природного и техногенного характера, даем рекомендации в связи с погодными условиями или техногенными сбоями. В ближайшее время начнем круглосуточное наблюдение за развитием паводковой обстановки, чтобы сделать правильные выводы, спрогнозировать и предупредить людей, проинформировать оперативные службы, различные предприятия и организации о возможных подтоплениях. Будем проводить авиаразведку гидрологической обстановки, выезжать непосредственно на место. Считаю, что тот, кто нас слушает, в большей степени застрахован от риска  попадания в чрезвычайную ситуацию.

- Что для вас значит  День защитника Отечества?

- Это профессиональный военный и всенародный праздник, который мы очень чтим в семье. У нас уже складывается династия летчиков: я, тесть, мой зять – он  тоже летчик и уже участвовал в пяти войнах. Внук пошел по моим стопам - учится в вертолетном училище и готов прийти на помощь туда, куда его призовет страна. Желаю всем причастным к празднику веры в свои силы, оптимизма, здоровья, благополучия и чистого неба над головой.

 

 

Юлия Мироненко, Главное управление МЧС России по Новосибирской области

Фото предоставлено Петром Степановым, ГКУ НСО «Центр по обеспечению  мероприятий в области  гражданской обороны,  чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

 

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (383) 23-99-999
Единый «телефон доверия»
8 (383) 218-81-99
Приёмная
gu@54.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)