8 марта 2022, 10:00
4023
7 минут

«Мы рядом и готовы помочь»: психолог МЧС России о службе в самом боевом подразделении пожарно-спасательного гарнизона Новосибирской области

В Специализированной пожарно-спасательной части ФПС по Новосибирской области (СПСЧ) Марина Углова прослужила 12 лет – и почти все это время специалистом медико-психологической службы. За такой большой срок бойцы подразделения успели стать для нее второй семьей. Накануне Международного женского дня корреспондент журнала «Пожарное дело» взял интервью у Марины. В ходе беседы психолог призналась, что без пожарной охраны она уже не представляет свою жизнь.

В 2008 году Марина Углова пришла в СПСЧ инспектором по обеспечению. Сначала родные, да и сама девушка, не придавали особой значимости этой работе, Марина только вникала в суть службы в МЧС России. Когда она уже прошла аттестацию на офицерскую должность и решила получить высшее образование на факультете клинической психологии, к ней пришло осознание, что без пожарной охраны она уже не сможет.

«Я как на крыльях летела на работу. Когда ты непосредственно прикреплена к части, все немного по-другому. Утро начиналось с того, что я спускалась к караулу, который сменялся, и спрашивала, как прошло дежурство. У нас было очень много досуговых мероприятий – хоккей на валенках, футбольные матчи, костюмированное поздравление детей сотрудников на Новый год. Это очень сплочает коллектив. Мы были одной большой семьей. Важно, когда ты лично знаешь всех сотрудников, что происходит в их жизни», – рассказывает старший инспектор медико-психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Новосибирской области капитан внутренней службы Марина Углова.

После масштабной реорганизации в территориальных органах чрезвычайного ведомства сотрудники медико-психологической службы СПСЧ перешли в Главное управление. Теперь психолог Углова курирует не только пожарных СПСЧ, но и огнеборцев других подразделений гарнизона. Она с особым трепетом относится к ребятам из родной части, но это не значит, что к другим бойцам она менее внимательна.

«С пожарными мы проводим занятия на тему стресса, конфликтов, общения с пострадавшими. У них очень сложная работа – выезжать туда, где у людей случилось горе: сгорел дом или, что в разы хуже, погибли родные. Стараюсь с бойцами новых для меня подразделений познакомиться поближе, чтобы выстроить такие же доверительные отношения, какие у нас сложились с сотрудниками спецчасти», – продолжает Марина.

Бойцы СПСЧ служат в одном из самых «боевых» подразделений гарнизона. Их работа не ограничивается пожарами в районе выезда. Аэромобильная группировка Главного управления, в которую входят сотрудники спецчасти, может отправиться в командировку в любой момент, когда произошло крупное происшествие не только на территории Сибирского федерального округа, но и России. Марине пришлось работать с бойцами после ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России: она унесла жизни 75 человек. Сотрудники подразделения работали и в Кемеровской области, когда в мае 2010 года на шахте «Распадкая» произошли взрывы, разрушившие почти все выработки глубиной свыше 300 километров. Под завалами погиб 91 человек.

«Самые сложные командировки, когда происходит массовая гибель людей. В течение семи дней после возвращения на базу дислокации ребята обязательно проходят постэкспедиционное тестирование в течение семи дней. После страшного пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» весной 2018 года с бойцами пришлось проводить индивидуальную работу. Тогда погибли 60 человек, из них 37 детей. Пожарные держались, пытались не показывать виду, но внутри сильно переживали из-за случившегося. Мне было важно с каждым проработать эту трагедию», – делится капитан внутренней службы.

Первое происшествие, на которое Марина Углова выехала для оказания экстренной психологической помощи, стало крупное ДТП, где погибла двухлетняя девочка. Родители ребенка выжили в автокатастрофе. Как признается психолог, самое сложное – это сообщать о смерти человека, когда близкие не теряют надежду на то, что тот жив. Не меньше труда представляет процедура опознания погибших родственниками.

«Справляться с полученным стрессом помогает общение с коллегами. После возвращения с места чрезвычайной ситуации мы стараемся выговориться друг другу, получить обратную связь, проанализировать работу на месте. Большой ресурс дают и родные люди. Когда ты знаешь, что если подняли ночью на выезд, то они все равно соберут тебя и пожелают удачи – это дает большой поток сил. Так же, как и пожарным, важно знать, что тебя дома ждут», – подчеркивает Марина Углова.

У специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь, работа очень разносторонняя – начиная от вида происшествий (пожары, ДТП, авиакатастрофы и другое), заканчивая самой спецификой деятельности. Психологи говорят, что у них нет шаблона, алгоритма, которому надо следовать. Каждый раз приходится оперативно адаптироваться под условия произошедшей ситуации на месте.

«Важна также поддержка коллеги, с которой выезжаешь на вызов – мы обмениваемся мыслями и эмоциями без слов, понимая друг друга с полувзгляда», – уточняет психолог.

В семье Марины она не единственный сотрудник МЧС России. Ее брат Константин начинал со службы пожарным в СПСЧ, сейчас же он заместитель начальника одной из пожарных частей Новосибирска. Когда брат с сестрой собираются в родительском доме, все равно разговор в какой-то момент невзначай начинается о работе.

«Бывает даже, что мы с Костей работаем на одном происшествии. Наша мама любит шутить, что как будто и она работает в пожарной охране – постоянно следит за новостями, переживает за нас обоих», – улыбается Марина.

Служба специалистов психологической службы чрезвычайного ведомства порой нелегче работы пожарных. Им вверены не только жизни, но и чувства сотрудников подразделений или пострадавших во время происшествий.

«Нужно настолько полюбить свою работу, чтобы за личным составом, закрепленным за тобой, ты видел не просто людей, а их судьбы. Найти подход к человеку, чтобы он тебе доверял, был открытым к диалогу и помощи – задача не из простых. На происшествиях мы никогда не навязываемся людям, просто обозначаем, что мы рядом и готовы помочь. В моей практике было, что сначала люди отталкивают тебя, отказываясь от помощи, а потом спустя час сами к нам подходят: «Мы сейчас потеряли близких, можно мы побудем с вами рядом и поговорим?». В такие моменты понимаешь, что ты нужен людям, и у тебя действительно полезная работа», – делится опытом психолог Главного управления МЧС России по Новосибирской области Марина Углова.
Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (383) 23-99-999
Единый «телефон доверия»
8 (383) 218-81-99
Приёмная
gu@54.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)