Каждый день в Новосибирске происходит несколько пожаров. Горсайт совместно с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области в рамках проекта «Моя профессия» познакомит с водителем, который несмотря ни на что доставляет спасателей к месту ЧП.
Владимир Волков пришёл служить в пожарно-спасательную часть № 5 в 2010 году. Сейчас работает водителем автолестницы.
Он родился в 1980 году в новосибирском Академгородке. В 1991 году семья переехала в Калининский район, где сейчас Владимир и проживает. Школьные годы прошли в четырёх школах. Каждая из них научила чему-то своему. Не только в плане знаний, но и формирования характера. А любовь к пожарно-спасательному делу ему привил дедушка.
– Дед по маминой линии, Виктор Чинилов, более 35 лет отдал службе в пожарной охране. Работал в пожарно-спасательной части № 8, которая расположена в Академгородке. Он был командиром отделения, а потом перешёл на работу в газодымозащитную службу мастером. Правда, потом вернулся на должность командира отделения, – рассказал Владимир Волков.
Он отметил, что с детства мечтал об автомобилях.
– Сколько себя помню, я всегда хотел быть водителем. У деда была машина. И примерно лет с шести я был за рулём: ездил на коленях у деда. А самостоятельно сел на водительское сиденье в десятилетнем возрасте, – вспомнил он.
Это было там же, в Академгородке. Так он и ездил, иногда на коленях деда, а иногда на бушлате или пуховике. А официально, уже с правами Владимир проехал в автомобиле после получения водительского удостоверения в 1999 году. И как он сам шутит, с тех пор началась «шофёрская жизня».
– Сначала ездил на своей машине. Это была «Жигули», «копейка». В армии служил на УАЗах. По возвращению пошёл в водители-телохранители к другу командира части. Работал в «СПАС-Славаяне», возил директора на автомобилях премиум-класса, – уточнил Владимир.
После этого трудился на автовышке.
Когда исполнилось 30 лет, в 2010 году, Владимир решил продолжить дело деда и устроился служить в пожарно-спасательную часть № 5. Он вспоминает, что примерно через полгода, в феврале 2011 года, произошёл сильный пожар. Горело деревянное здание общежития по адресу: улица Аэропорт, 1. Сейчас на этом месте стоит пятиэтажный многоквартирный дом.
– Я работал водителем автоцистерны. Приехали мы примерно в час ночи. Температура на улице была -40 градусов. Это было своего рода моим крещением в пожарные. Тогда я многого не понимал и следовал советам и указаниям старших товарищей, – рассказал он.
Владимир пояснил, что каждый пожар запоминается по-своему. Потому что у каждого возгорания своя история. К сожалению, чаще всего это беда. Любой пожар и не важно, большой он или не очень, особенно в домах, квартирах, конечно запоминается. И за 13 лет службы в пожарной охране приведённый в пример пожар, был, наверное, самым крупным на его памяти.
Сейчас в обязанности Владимира, как водителя пожарного автомобиля, входит не только довезти в кратчайшие сроки коллег-огнеборцев, но и помогать им на месте ЧП: по возможности спасать людей и их имущество. И, по его словам, самое главное – это жизнь.
Сравнивая реальную жизнь и кино, Владимир Волков отметил, что он видел мало фильмов или сериалов про пожарную охрану. Хотя, при просмотре фильма «Огонь» заметил несколько недочётов.
– Этот фильм мы смотрели с женой. И я постоянно, сквозь улыбку рассказывал, как обстоят дела на самом деле. Что правда, а что вымысел. Но там была показана немного другая специфика. Лесные пожары – это лесные пожары. А мы работаем только на территории города, – подчеркнул собеседник.
Он признался, что сериалы он практически не смотрит, так как адреналина хватает и на работе. У граждан складывается впечатление про пожарную охрану, что мы долго едем, часто без воды и поэтому остаёмся крайними. Но на самом деле это далеко не так.
– Мы действуем, как одна команда, спасаем жизни и имущество. И даже делаем невозможное. И тогда граждане начинают относиться более лояльно к пожарным и их действиям, – подчеркнул Владимир.
Что касается автомобилей на новосибирских дорогах, то водители на спецсигналы реагируют по-разному. Иногда пропускают, а иногда бывает и нет. Но чаще всего – примерно в 70% случаев автомобилисты не смотрят по сторонам и даже не видят, что несутся три больших машины с мигалками и звуковой сиреной.
Часто приходится останавливаться, чтобы убедиться, что тебя действительно пропускают, и только после этого продолжать движение. А любая остановка в пути – это потеря драгоценных секунд. При этом были случаи, когда пожарные автомобили не пропускали пешеходы. Один раз пришлось пропускать пожилую женщину, переходившую проезжую часть по пешеходному переходу. Увидев кортеж из спецмашин она начала метаться. Пришлось останавливаться и пропускать её. А ещё часто не обращают внимания молодёжь. Они, как правило, идут в наушниках и не замечают ничего.
– Когда ты едешь на вызов, в дороге уже обдумываешь, как будет стоять автоцистерна, где будет располагаться лестница. Как быстрее доехать и как быстрее всё сделать для спасения. А уже на месте, при виде чёрного густого дыма, включается внутренний резерв, и под воздействием адреналина мы действуем, как нас учили. В первую очередь заботимся о людях, – рассказал Владимир Волков.
При этом, ему, как опытному водителю спецмашины, не раз приходилось давать советы новичкам.
– У нас, в пожарной охране, есть водительской братство. Каждый помогает друг другу, приходит на выручку. А если что-то не так, то подсказывают. Никто никого не бросает. Все находятся на связи, – отметил собеседник.
Он уточнил, что на месте ЧП как такового страха нет. Хотя пожарным, и водителю в том числе, приходится подниматься на верхние этажи по выдвижным лестницам. Это нужно делать ради спасения людей – сопровождать их с высоты вниз. Многие просто боятся ступить на лестницу. Причём условия чаще всего достаточно тяжёлые – едкий дым, когда ничего не видно, крики пострадавших. Но спасатели всегда друг друга страхуют и поддерживают.
Владимир честно признался, что он не хотел бы, чтобы дети пошли по его стопам.
– Потому что, за время службы насмотрелся всего. Да, это благородная профессия – спасать людей и помогать им. Но к сожалению, и у нас не обходится без жертв. Ситуации бывают разные. Хочу, чтобы мой 18-летний сын выбрал более спокойную, а не такую рискованную профессию, – рассказал он.
По словам Владимира, было бы здорово, если б юноша пошёл по его стопам. Но с другой стороны не хочется, чтобы ребёнок лез в огонь, как и его отец, и спасал людей.
В свободное от работы время Владимир и его супруга стараются выехать в Республику Алтай, что бы там покататься на горных лыжах. Это даёт возможность расслабиться и настроиться на трудовые будни.