Диспетчер пожарной охраны — связующее звено между пострадавшими и спасателями. От их оперативных решений зависит, как скоро пожарные прибудут на место происшествия. В обязанности диспетчера входят прием сообщений о пожарах, авариях и стихийных бедствиях, отправка сил и техники подразделений и ведение радиообмена. Зачастую такую работу выполняет женская часть сотрудников МЧС России. Нередко их называют сердцем гарнизона.
Старший лейтенант внутренней службы Алиса Качулина — старший диспетчер ЦППС Главного управления МЧС России по Новосибирской области. В ведомстве Алиса служит уже 11 лет. Профессия сама выбрала девушку и познакомила её с будущим мужем.
«В профессию я пришла случайно»
Алиса Качулина все детство занималась спортивными бальными танцами, стала кандидатом в мастера спорта и всегда считала, что свяжет жизнь с этим увлечением. Однако поменяла бальные платья на форму и берцы, поступив в Сибирскую пожарно-спасательную академию ГПС МЧС России.
— В профессию я пришла случайно. У меня нет династии или знакомых, которые работали в этой сфере. Пока училась в школе, я занималась спортивными бальными танцами. В 11 классе мама просто разговорилась со своей знакомой, у которой муж работает в МЧС России. Она рассказала, что есть ведомственные вузы. Мама предложила мне поступить. Мы как-то пошутили, посмеялись и на это все.
В феврале состоялся такой диалог.
— Пойдем документы подавать.
— Куда? — с недоумением спрашиваю я.
— В МЧС, — отвечает мама.
Конечно, я сначала сопротивлялась, я собиралась продолжать свою спортивную карьеру.
Девушка окончила школу в 2012 году и поехала поступать в Сибирскую пожарно-спасательную академию ГПС МЧС России в Железногорске (Красноярский край), но не поступила. Не сдала физкультуру. Домой Алиса приехала с установкой: «Я буду учиться в этой Академии!».
Алисе поступила на инженерный факультет другого вуза и через год перевелась в Академию на первый курс.
— Я благодарна судьбе, что на жизненном пути оказались достойные люди, которые многому меня научили.
В системе МЧС России девушки, в основном, работают в диспетчерской службе, пожарном надзоре и управлении кадров.
— На 4 курсе начались разговоры о распределении. На тот момент две девочки-выпускницы Академии уже работали в Новосибирске на Центральном пункте пожарной связи (ЦППС). Не скажу, что меня когда-то интересовал пожарный надзор, поэтому я решила — раз девчонки там, значит и я туда пойду. Начала узнавать. На 5 курсе я проходила практику в таком же подразделении в Красноярске. После окончания Академии меня направили в ЦППС в Новосибирск. Я сразу встала на строчку старшего диспетчера, так как после обучения мне дали офицерское звание — лейтенант. И я уже 6 лет здесь работаю.
В должностные обязанности диспетчера пожарной охраны входит огромный перечень знаний: где дислоцируются подразделения, кто и куда должен выезжать, какая техника привлекается, кому докладывается информация по сложным пожарам и необычным вызовам. У специалистов должна быть связь со службами жизнеобеспечения.
Диспетчеры находятся в постоянной боевой готовности. Самое главное — принимать быстрые решения. От сотрудников МЧС России зависит жизнь людей и спасение их имущества.
Трудности на пути: первый пожар
— Самым сложным в начале работы было то, что я эмоционально чувствительный человек. В профессии мы встречаемся с бедой раз в три дня. Трудно, когда люди звонят, кричат и просят о помощи. Поначалу ты моментами теряешься.
С первым крупным пожаром Алиса столкнулась сразу.
— Позвонила женщина и сообщила, что в квартире сильное задымление. Она не могла выйти, кричала и плакала. С одной стороны я разговаривала по телефону с женщиной, с другой — с ребятами, которые ехали к ней.
Я постоянно запрашивала информацию у подразделения, как долго им следовать, проникли ли в подъезд, вскрыли ли квартиру.
— На месте вызова, проникаем в квартиру, — звучит по радиоэфиру.
И я отвечаю женщине:
— Они уже рядом с квартирой.
Слышу в трубке с ней, что они заходят, дышат в своих аппаратах.
Женщина перестает отвечать. Пожарные передают, что они эвакуируют и спасают пострадавшую. После этого происшествия я долго не могла прийти в себя.
«Мы делаем одно дело»
В Центральном пункте пожарной связи есть инженер смены, старший диспетчер, диспетчерский состав и радиотелефонист. Все работники ЦППС занимаются одним командным делом — принимают сообщения о пожаре, высылают технику и контролируют процесс пожарно-спасательной операции.
— Важно найти общий язык со сменой, потому что мы делаем одно дело. Нет такого, что у меня есть пожар и я его отрабатываю. Мы постоянно взаимодействуем и помогаем друг другу.
В подчинении ЦППС Главного управления МЧС России по Новосибирской области как город, так и область. В плане работы сотрудников ЦППС есть административные объекты с массовым пребыванием людей, к ним относятся, например, больницы, школы, детские сады. Они находятся под усиленным контролем.
Помимо перечисленных задач у диспетчеров есть и рутинные задачи, связанные с заполнением карточек выездов, не связанных с тушением пожаров.
Рабочая смена
Диспетчеры работают по графику сутки через трое. В 9 утра заступают на смену, которая начинается с развода. Он проходит со сменяющейся и заступающей сменами ЦППС и СПТ, где начальники направляют поручения и сообщают: какие ожидаются мероприятия, и кто привлекается на учения. После чего все проходят на рабочие места. Сменяющаяся смена ЦППС передает всю информацию по смене: переходные пожары, куда отправили технику.
Смена начинается с проверки строевых записок — документов, которые присылает часть со сведениями о личном составе: кто заступил на боевое дежурство, кто на больничном или в командировке. Также в документах отражается информация о технике, которая находится в боевом расчете: сколько на ней топлива, сколько газодымозащитников поступило в подразделение. В обязанности диспетчеров входит контроль и фиксация всех выездов огнеборцев.
Проверка стационарных и носимых радиостанций проводится 4 раза в сутки, также ведётся контроль за исправностью работы системы 112, которая установлена в подразделениях.
После ужина проводятся опросы диспетчеров. Дальнейший план действий зависит от наличия пожаров.
В ночь рабочая смена распределяется, часть остается работать, другая — отдыхает. В 3 часа ночи сменяют друг друга до 7 утра, потом — до 9. Если есть пожары, то отрабатывают их. А после — сдают смены.
— Все эти задачи специалисты должны выполнить за сутки. А ведь даже рутинных обязанностей у диспетчеров достаточно много, что же происходит в момент увеличения нештатных ситуаций?
— В пожароопасный период тяжело бывает. Иногда вообще не спим, потому что горит область и город. Помню, как руководитель спрашивает: «Какая у нас есть техника в гараже?» А мы отвечаем: «Да, никакой у нас нет. Все работают на пожарах». Ребята, начиная с середины апреля по май, вообще не заезжают. И мы всю ночь, ни секунды не спим. Бывает в 9 нужно смениться, а у нас еще заявки, поэтому мы остаемся, чтобы закрыть смену. Иногда 24 часов не хватает для работы.
— Понятие «нерабочие праздничные дни» не действует в случае сотрудников МЧС России. Как обстоят дела, если рабочая смена совпала с праздниками?
— Негодую, злюсь, но иду на работу. Тут ничего не поделаешь, это часть профессии. Мы на работе и дни рождения празднуем, и Новый год.
— За все время работы Вы успели выйти на смену в новый год?
— Да, это было года 3 назад. Мы переживали, чтобы работающие подразделения вернулись в депо до 12 ночи. А так, вместе со сменой СПТ послушали Президента и понеслось. Петарды на балконах, мусорки, бани, квартиры горят. Все как обычно, работали всю ночь.
«Пожарно-спасательная служба слушает!»
— «Пожарно-спасательная служба слушает» — первая фраза, которую слышат люди, позвонившие на 101 или 112. Что входит в обязанности диспетчера в этот момент?
— Я принимаю вызов. Записываю номер заявителя и спрашиваю, что горит и по какому адресу. Есть определенный список вопросов, который я должна задать в зависимости от того, какой это объект: если внутри люди, проводится ли эвакуация, могут ли быть дети. Получив нужную информацию, я кладу трубку и звоню в часть. В части есть свой диспетчер, которому я передаю информацию. Говорю — кто выезжает, например, отправляем два отделения или одно, называю адрес и что горит. Даю номер заявителя, потому что диспетчер части тоже должен с ним связаться. Кладу трубку.
Сотрудники ЦППС передают полномочия по ведению пожара диспетчеру части, контролируя процесс и заполняя итоговую. Диспетчер части отправляет свои подразделения и начинает вести радиообмен. Если возникают проблемы, то к нему могут подключиться работники ЦППС, которые слушают радиоэфир.
Время реагирования на звонок зависит от того, как быстро человек, который позвонил, назвал адрес и что горит, а также ответил на наводящие вопросы специалиста. Диспетчер тут же звонит в часть и отправляет технику.
— Некоторые люди истерят и плачут. Ты пытаешься добиться от них информации. Бывает позвонят: «Я стою там — не знаю где, вижу горит — не знаю что». И ты пытаешься вытянуть информацию, задаешь вопросы: «Что вы видите перед собой. Какого цвета дым?», — стараешься сделать это за короткий срок, потому что от тебя зависит время реагирования.
За сутки в пожарно-спасательную службу поступает более 100 звонков, при условии, что в гарнизоне спокойно. Но часто запросы по ту сторону телефонной трубки, не связаны с кругом вопросов, которыми занимаются сотрудники МЧС России.
— Много пожилых людей звонят. Спрашивают: «Сколько времени?», «Какая погода за окном?». Бывает песни поют. Одна бабушка долго нам звонила. Все спрашивала: «Где моя пенсия?» Иногда позвонит и начинает петь русские народные песни. Другая — стабильно звонит в 9-10 утра и спрашивает сколько времени. Мы уже знаем, что ей 89 лет, и она живет одна. Сейчас стала погоду спрашивать.
Ложные звонки — тоже частые случаи. Многие такие номера сотрудники знают наизусть. Но сделать ничего не могут, в любом случае приходится отправлять технику.
Чаще всего в экстренную службу обращаются очевидцы.
— У нас люди теряются, начинают имущество спасать, эвакуировать детей, собак и кошек. Спрашиваешь адрес, а они его не знают.
Звонившие могут помочь экстренной службе, сообщив о нахождении заблокированных людей в зданиях. Или в случае наличия шлагбаума, обеспечить проезд к объекту возгорания.
План действия при серьезном пожаре
К более серьезным пожарам относится возгорание особо важных объектов, домов со сгораемыми перекрытиями и перегородками, которые горят как спички.
— На такие объекты отправляют гораздо больше техники, сразу ведется доклад руководству и выезжает служба пожаротушения (СПТ). Мы взаимодействуем с Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). Они тоже контролируют эвакуацию, количество задействованного личного состава, взаимосвязь со службами жизнеобеспечения.
«Найден пострадавший без признаков жизни»
В феврале в смену Алисы горела квартира в 5-этажном доме. Пожар произошло ночью, такое обстоятельство всегда затрудняет работу — люди не всегда реагируют и просыпаются.
— За 6 лет работы впервые в жизни был такой пожар. Людей находили в подъезде, на лестничных клетках без признаков жизни. В горящей квартире был погибший мужчина. Все осложнялось тем, что стоял шлагбаум во дворе. Ни скорая, ни пожарные не могли подъехать. Поступало очень много звонков, я досылала дополнительную технику. В эфире с периодичностью в 3-5 минут звучала одна и та же фраза: «Найден пострадавший без признаков жизни». Оказывали доврачебную помощь. Я только успевала записывать и докладывать. Времени на эмоции не было из-за огромного количества работы.
Из соседних квартир сотрудники МЧС России спасли 9 человек при помощи спасательных устройств. Из них семья: двое взрослых и двое детей не пострадали. Остальным 5 жильцам пожарные оказывали помощь и реанимационные действия, передали медикам для дальнейшей госпитализации.
Я включаюсь в процесс как специалист
— Насколько сложно вести пожар, понимая, что от Ваших действий зависит чья-то жизнь?
— В момент работы ты не думаешь: «На мне такая ответственность. Я помогаю людям». Ты просто абстрагируешься от всего этого. Первое время была установка, что нужно за короткий срок выполнить работу, дабы спасти людей и их имущество. Сейчас ты просто как робот — узнал информацию, принял и сразу отправил машину. Только ждешь, чтобы не было пострадавших, когда слышишь радиообмен.
— Вам же все равно приходится включаться в процесс?
— Я включаюсь в процесс как сотрудник, а не как эмоциональный человек. Это просто будет мешать. Я стараюсь свои эмоции оставлять вне зала.
— Чаще всего должность диспетчера занимают женщины. Если мужчины в этой сфере?
— У нас есть диспетчеры мужчины в области. Когда диспетчер пожарной части в отпуске, на его место садится пожарный, который тоже обучен на диспетчерское дело. Они достаточно неплохо справляются.
— Какими качествами должен обладать диспетчер?
— Стрессоустойчивостью. Стресса в нашей работе много. Ты должен быть собран и не отвлекаться. Дома могут быть проблемы, но нужно настроиться на работу и выполнять свои обязанности. Ты оставляешь все вне зала, как заходишь — ты офицер. От тебя многое зависит. Необходимо найти общий язык с людьми. Я всегда говорю: «Погоны погонами, но в первую очередь нужно оставаться человеком, уважать людей и быть к ним терпимыми».
О самом главном в работе: любовь со второго взгляда
По окончанию Академии, Алисе, как отличнице, удалось побывать на приеме у Президента.
— Когда ты стоишь в форме, представляешь свою Академию, тебя переполняет гордость за себя, родителей, Родину. Для меня самое главное в работе — дань стране, ребятам, которые работают на пожарах, тем, кто создавал Министерство годами.
— Можно ли сказать, что любовь к профессии пришла в процессе?
— Я не скажу, что эта была любовь с первого взгляда. Я не хотела учиться в Академии. Ты туда приходишь еще ребенком, не осознаёшь, что тебя ждёт впереди. На тебя надели форму. Ознакомили с распорядком дня и дисциплиной в Академии. Когда приходишь на работу, приходит осознание, отсюда и любовь к профессии. А, наверное, даже не любовь, а гордость за дело.
«Это здорово, что мы молодая семья сотрудников МЧС России»
Алиса училась в одной Академии с будущим мужем, но они не были знакомы. Судьба свела их на работе, в прошлом году пара сыграла свадьбу.
Молодожены поддерживают друг друга, обмениваются знаниями. Работа — огромная часть их жизни, но она не мешает построению семьи.
— Я бы не сказала, что это основополагающая нашей жизни. Но безусловно — её большая часть. Но это здорово, что мы молодая семья сотрудников МЧС России и оба офицеры. И вообще, я очень горжусь мужем. За года выслуги Алексей уже поучаствовал на многих ЧС и крупных пожарах: это и «Зимняя Вишня» в г. Кемерово, лесные пожары в Иркутской области, тушение пожара на газовой заправке в г. Новосибирске, а также работал на месте взрыва газа в жилом доме на ул. Линейной
«Я буду гордиться, если моя дочь наденет погоны»
— Я очень привязана к семье. Мы всегда друг за друга. Причем это не только мама, папа, сестра. Это бабушка, двоюродный брат и все мои друзья. Ни один отпуск, ни один день рождения не обходится без родителей.
Семья относится положительно к профессии Алисы. Мама была инициатором профессионального пути девушки, а отец сказал важные слова во время поступления в Академию.
— Когда я поехала первый раз поступать, но не хотела, мне запомнились папины слова: «Я буду гордиться, если моя дочь наденет погоны». Собственно, так и получилось.
В момент обучения расстояние с близкими давалось Алисе тяжело. Встречи проходили раз в полгода во время отпуска. Сейчас семья всячески поддерживает и гордиться девушкой.
— Бабушка всегда говорит: «Хорошей тебе смены. Охраняй наш сон. Пусть город спит спокойно».
Жизнь вне работы
Несмотря на резкую смену деятельности, в жизни Алисы осталось место творчеству. Еще в Академии девушка выступала на концертах, ставила номера и была старшей в группе чирлидеров.
В свободное время старший диспетчер ЦППС проводит с семьей, занимается домашними делами.
— У нас никогда не бывает пустого дома. К нам постоянно приезжают гости, то бабушка приедет, то племянники с братом, то друзья. В доме всегда кипит жизнь.
Что касается музыкального предпочтения, то Алиса умеет удивлять. Девушке нравится слушать русский рок.
— Один из факторов, почему меня назвали Алисой — в честь любимой рок-группы папы. В нашей семье всегда звучал рок. Я побывала на многих концертах.
К планированию Алиса относится нейтрально. Девушка не расписывает цели на грядущий год, предпочитая действовать.
— Я никогда не открывала блокнотик и не писала: «Мои цели на год». Ежедневники — не мое. Живу по наитию. Есть проблема, задача — мы её решаем. Есть цель — достигаем и ставим новую. Моё окружение живет также.
— О чем Вы мечтаете?
— Самое важное, это здоровье и благополучие моей семьи. Раньше это были только родители, сейчас это и моя семья, которую мы с мужем создали в прошлом году.