КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ № 21
возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
на территории Новосибирской области
с 02 по 08 июня 2023 года
(Прогноз подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», АНО Западно-Сибирское Метеоагентство, Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов).
1. Исходная обстановка
(за период с 26 мая по 01 июня)
1.1 Метеорологическая обстановка
На прошедшей неделе на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +12…+17ºС и колебалась ночью от 0…+5ºС (местами заморозки до -3 ºС) до +9…+14ºС, днем от +15… +20ºС до +25…+30ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.2 Гидрологическая обстановка
Стабильная. ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, за отчетный период не произошло.
Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС осуществляет свою работу в соответствии с графиком пропуска паводковых вод на весенне-летний период 2023 года.
По состоянию на 01 июня средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 112,38 м БС (Балтийской системы измерений), приток составил 3460 м³/с, сброс – 2720 м³/с. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 192 см.
1.3 Лесопожарная обстановка
На прошедшей неделе на территории области сохранялась высокая пожароопасность 4-го класса и чрезвычайная – 5-го класса.
Всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о высоком риске возникновения очагов природных пожаров.
По данным космического мониторинга за прошедшую неделю на территории области зафиксировано 173 термические точки (в 5-км зоне – 110). Угрозы населенным пунктам не было.
Зарегистрировано и ликвидировано 18 очагов лесных пожаров на общей площади 89,76 га (лесная – 54,06 га). Действующих очагов лесных пожаров нет.
1.4 Экологическая обстановка
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.
1.5 Сейсмическая обстановка
На прошедшей неделе на территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.
1.6 Эпидемическая обстановка
Стабильная.
Зарегистрированы случаи укусов клещами. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения.
1.7 Эпизоотическая обстановка
Стабильная. На территории с. Ишимка Ишимского сельсовета с 12.05.2023 по 10.07.2023 Чистоозерного района действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.
На территории с. Шипуново Сузунского района в КФХ Багдасарян Л.Б. действует карантин по бруцеллезу.
1.8 Радиационная и химическая обстановка
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.
Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма-фону.
1.9 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период произошло (с учетом загораний) 447 пожаров (в жилом секторе – 86), в результате которых 3 человека погибли и 7 человек были травмированы.
В 2022 году за аналогичный период было зарегистрировано 293 пожара (в жилом секторе – 56), в результате которых 2 человека погибли и 2 человека получили травмы.
В соответствии с поручением заместителя Губернатора Новосибирской области, в рамках проведенного 03.01.2023 заседания КЧС и ОПБ Новосибирской области, Главным управлением проводится усиленная работа по профилактике пожаров на объектах жилого сектора.
1.10 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимое отключение электроснабжения
26.05.2023 с 13:10 до 14:17 в н.п. Казанка, н.п. Александро-Невский, н.п. Соловьёвка, н.п. Ивановка, н.п. Грушевка, н.п. Нижний Баган Баганского района под отключение попали 690 частных жилых домов (проживает 1914 человек, из них 527 детей), 8 социально-значимых объектов (5 СОШ, 3 детских сада). Причина – возгорание на подстанции.
1.11 Обстановка на объектах ЖКХ
В муниципальных районах и городских округах проводились плановые мероприятий по подготовке объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный период 2023/2024 годов.
В г. Новосибирске проводились гидравлические испытания теплосетей в зоне ТЭЦ-4 (микрорайоны №№5, 6), ТЭЦ-3 (Ленинский район) и ТЭЦ-5 (зона ПНС-10, Фрунзе 5РТС).
1.12 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 43 ДТП, в результате которых 2 человека погибли и 12 человек получили травмы.
1.13 Обстановка на железнодорожном транспорте
На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте ЧС не зарегистрировано.
1.14 Обеспечение безопасности на водных объектах
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
На водных объектах области за отчетный период зарегистрировано 3 происшествия, погибли 3 человека:
26.05.2023 в г. Искитим в реке Бердь при рыбной ловле утонул мужчина.
30.05.2023 в р. Карапуз у н.п. Старый Карапуз в Барабинском районе утонул мужчина.
31.05.2023 поступила информация, что на акватории пруда без названия в СНТ «Смородинка» Сокурского сельсовета Мошковского района утонул мужчина (1960 г.р.).
1.15 Угроза совершения террористических актов
В течение недели поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
По всем случаям сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-следственные мероприятия.
1.16 Другие вопросы
26 мая в г. Бердск на ул. Черемушная, 4/1 в канализационный колодец провалился ребенок. Силами Бердского ПСО и 32 ПСЧ 3 ПСО ребенка подняли на поверхность, бригадой скорой медицинской помощи он был осмотрен и госпитализирован в БЦГБ.
27 мая в с. Марусино Новосибирского района в районе дома по адресу ул. Кустодиева, 25 при проведении земляных работ произошло обрушение грунта, в результате которого погиб мужчина.
31 мая в службу газа ООО «ГазпромГазораспределениеТомск» поступило сообщение о запахе газа и задымлении в подъезде по ул. Весенняя, 16 в Заельцовском районе г. Новосибирска. Было установлено, что запах идет из квартиры №36 (хозяев дома не было, был оставлен открытым кран на газовой печи). Оперативными службами была проведена эвакуация 20 жильцов, самостоятельно эвакуировались 50 жильцов, пострадавших не было. Сотрудниками газовой службы газовое оборудование проверено, подача газа возобновлена.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
2.1.1 Метеорологический прогноз
На территории Новосибирской области в период со 2 по 7 июня сохранится аномально жаркая погода с максимальными температурами воздуха +30оС и выше, с 5 июня – местами сильная жара с температурными значениями +35оС. Сохраняется высокий риск возникновения очагов природных пожаров, нарушения в работе систем электроснабжения, нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, затруднения работы всех видов транспорта, гибели людей на водных объектах (источник возможных ЧС – аномально жаркая погода).
2.1.2 Геомагнитный прогноз
02 июня магнитное поле Земли ожидается неустойчивое, 03 июня – спокойное. Ухудшение условий КВ-радиосвязи возможно 02 июня в отдельные часы суток. Озоновый слой в норме.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
Новосибирская ГЭС на следующей неделе будет осуществлять свою работу в соответствии с графиком пропуска паводковых вод на весенне-летний период 2023 года. На предстоящей неделе среднесуточный сброс воды из Новосибирской ГЭС будет в пределах 2750 ± 50 м3/с с внутрисуточным колебанием уровня по водопосту р. Обь – г. Новосибирск не более 60 см/сут. При этом сбросе уровень воды по гидропосту на р. Обь г. Новосибирска ожидается в пределах 195 ± 10 см. Угрозы подтопления дачных участков, расположенных в пойме реки Обь, не прогнозируется.
Возникновение ЧС, связанных с опасными гидрологическими явлениями, на предстоящей неделе маловероятно.
2.1.4 Лесопожарный прогноз
На территории области сохранится чрезвычайная пожароопасность 5-го, местами – высокая пожароопасность 4-го класса. Всем заинтересованным структурам направлено экстренное предупреждение о высоком риске возникновения очагов природных пожаров.
Аномально жаркая погода +30о и выше, местами сильная жара +35о, ветреная погода будут способствовать возникновению очагов природных пожаров.
Наиболее подвержены лесным пожарам 24 района области (Баганский, Болотнинский, Венгеровский, Доволенский, Искитимский, Карасукский, Каргатский, Краснозерский, Коченевский, Колыванский, Куйбышевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Убинский, Усть-Таркский, Чановский, Черепановский, Чулымский). В зону риска перехода лесных пожаров могут попасть 620 населенных пунктов, 120 территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, социально-значимых объектов (постановление Губернатора Новосибирской области от 21 марта 2023 № 46 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2023 году»).
На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
В выходные дни в связи с массовым выездом населения за город и на дачные участки возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим, их пригородов и в районах садово-дачных обществ.
Основными причинами возникновения лесных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при разжигании костров и мангалов, выполнение работ с применением открытого огня, особенно вблизи лесных массивов и на лесных территориях.
2.1.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории Новосибирской области маловероятно.
2.1.6 Прогноз эпидемической обстановки
ЧС маловероятно.
Возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита и других болезней.
Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 городских округа (Бердск, Новосибирск, Обь).
В связи с жаркой погодой, не исключается вероятность возникновения единичных вспышек острых кишечных инфекций, возникающих при употреблении в пищу недостаточно обработанных овощей и фруктов, некачественных продуктов питания и воды.
2.1.7 Прогноз эпизоотической обстановки
ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством, а в связи с началом выпаса скота на открытых пастбищах – бруцеллёзом.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется риск возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах.
Причинами возгорания могут стать неосторожное обращение населения с огнем (в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения, разжигании костров и мангалов), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, монтажа и эксплуатации электропроводки.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
Аномально жаркая погода будет способствовать затруднению работы транспорта.
Возможно увеличение числа ДТП, связанное с прохождением периода школьных каникул и отпусков, большим количеством автотранспорта, велосипедистов, мотоциклистов и электросамокатов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 км (г. Бердск, протяженность 0,165 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- (Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398 км по 32,569 км, (г. Бердск, протяженность 0,18 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849 км по 38,029 км, с 38,136 км по 38,218 км, с 39,937 км по 39,458 км (г. Бердск, протяженность 0,693 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082 км по 43,812 км (Искитимский район, протяженность 0,765 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541 км по 48,954 км (Искитимский район, протяженность 0,413 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710 км по 54,782 км (Искитимский район, протяженность 2,012 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 96,527км по 98,205 км (Черепановский район, протяженность 1,678 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 56,170 км по 56,579 км (Мошковский район, протяженность 0,409 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- Р-255 «Сибирь» – с 58,400 км по 59,473 км (Мошковский район, протяженность 1,073 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 62,409 км по 63,188 км (Мошковский район, протяженность 0,779 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 69,111 км по 70,752 км (Мошковский район, протяженность 1,641 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 71,418 км по 72,788 км (Мошковский район, протяженность 1,370 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 90,042 км по 91,863 км (Мошковский район, протяженность 1,443 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 95,180 км по 96,829 км (Болотнинский район, протяженность 1,649 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 105,320 км по 106,370 км (Болотнинский район, протяженность 1,350 км, опасный поворот),
- (Р-255 «Сибирь» – с 106,672 км по 108,617 км (Болотнинский район, протяженность 1,945 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 107,825 км по 108,502 км (Болотнинский район, протяженность 0,677 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 137,388 км по 138,658 км (Болотнинский район, протяженность 1,270 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,350 км по 141,000 км (Болотнинский район, протяженность 1,650 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,038 км по 139,785 км (Болотнинский район, протяженность 0,757 км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р – с 44 по 46 км Тогучинского района,
- К-17р – с 41 по 44 км Новосибирского района,
- К-19р – с 13 по 14 км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25 км Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения пешеходами.
Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше муниципального характера, маловероятно.
Возможны нарушения в работе систем электроснабжения, вызванные аномально жаркой погодой.
07 июня существует риск возникновения аварий в системе электроснабжения, вызванных неблагоприятными метеорологическими явлениями (грозами, сильными порывами ветра).
Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%).
2.2.5 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ маловероятно.
Продолжатся плановые мероприятия по подготовке объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области к работе в отопительный период 2023/2024 гг.
Продолжатся гидравлические испытания теплосетей:
• в зоне ТЭЦ-4 (микрорайоны №№5, 6),
• в зоне ТЭЦ-3 (Ленинский район),
• в зоне ТЭЦ-5 (зона ПНС-10, Фрунзе 5РТС).
В связи с проведением гидродинамических испытаний тепловых сетей, не исключены порывы теплотрасс с выбросом водяных фонтанов на поверхность, что может послужить причиной несчастных случаев и происшествий.
2.3 Обеспечение безопасности на водных объектах
В связи с жаркой погодой, прохождением навигации, периода отпусков и школьных каникул вероятность несчастных случаев и происшествий на водоемах области увеличивается. В первую очередь это связано с купанием в необорудованных местах, оставлением детей вблизи водоемов без присмотра взрослых, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами.
Возможны случаи гибели людей на водных объектах, обусловленные несоблюдением общепринятых правил поведения и нахождением в нетрезвом состоянии на водных объектах.
Наиболее вероятно возникновение несчастных случаев и происшествий на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Бердь, Иня, Каменка, Омь, озерах Чаны, Сартлан, Медвежье и Юго-западном котловане в г. Новосибирске.
Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий
и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС. Особое внимание необходимо обратить на учреждения, ориентированные на организацию детского отдыха у воды.
3. Проинформировать туристические организации, организации отдыха и оздоровления детей:
• по вопросам соблюдения правил безопасности людей на водных объектах, в том числе о необходимости использования спасательных средств при пользовании маломерными судами, купания только на оборудованных (официально открытых) пляжах;
• о необходимости заблаговременно согласовывать проведение туристических, спортивно-массовых и других мероприятий (шлюпочные походы, регаты и т.д.) с использованием маломерных судов и других средств для пересечения водных объектов, в особенности с участием несовершеннолетних детей, с органами местного самоуправления и Главным управлением МЧС Росси по Новосибирской области;
• о требованиях постановления Правительства Новосибирской области от 10.11.2014 № 445-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области»,
• о требованиях постановления Правительства Новосибирской области от 9 апреля 2007 г. № 38-па «Об утверждении Правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах»,
• о требованиях по обеспечению безопасности туристов.
4. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
По сезонным рискам:
По предупреждению лесных и ландшафтных пожаров:
1. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 21.03.2023 г.№ 46 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2023 году»:
- продолжить разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований пунктов 65-74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
- организовать проведение работ по очистке территорий сельских поселений от сухой травянистой растительности и другого горючего мусора, в том числе, предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий. В течение пожароопасного сезона организовать контроль за выполнением гражданами, предприятиями и организациями мероприятий по своевременной очистке от сгораемого мусора соответствующих территорий и соблюдением требований пожарной безопасности в части использования открытого огня. По фактам выявляемых нарушений обеспечить в рамках предоставленных полномочий принятие мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе, информирование территориальных подразделений Главного управления МЧС России по Новосибирской области с представлением соответствующей доказательной базы.
- при необходимости провести работу по обеспечению очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов территории, прилегающей к лесу, на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо других мер путем создания (обновления) противопожарных минерализованных полос, отделяющих лес, шириной не менее 0,5 метра или иных противопожарных барьеров.
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов обеспечить наличие минерализованных полос вокруг населенных пунктов шириной не менее 10 метров в соответствии с требованием, установленным пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при необходимости провести опашку санкционированных свалок твердых бытовых отходов.
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время.
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров.
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами.
- организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
- обеспечить проведение противопожарной пропаганды, организацию уроков по противопожарной пропаганде в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях о правилах пожарной безопасности в лесах, а также о мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров.
- активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования.
- продолжить работу по обеспечению всех населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества источниками наружного противопожарного водоснабжения, созданию на пожароопасный сезон пожарных водоемов, сооружению временных водоемов, а также обеспечению возможности забора воды из них пожарной техникой.
- усилить меры по контролю за состоянием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду.
- в целях предупреждения, выявления и локализации очагов природных пожаров (палов травы), пресечения случаев сжигания мусора на территории муниципальных образований в пожароопасный сезон, во взаимодействии с территориальными подразделениями Главного управления МЧС России по Новосибирской области, территориальными органами МВД России на районном уровне, подчиненными Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, территориальными подразделениями министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области до начала пожароопасного сезона организовать работу по созданию патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку создания и организации работы патрульных, патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, разработанными Федеральным центром науки и высоких технологий ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России».
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением.
- продолжить работу по оказанию содействия в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Новосибирской области, в том числе по оснащению необходимым пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой и инвентарем.
- организовать привлечение добровольцев, работников организаций и населения на тушение ландшафтных (природных) пожаров, а также для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
- усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях.
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах, на предмет соблюдения правил пожарной безопасности.
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
По иным сезонным рискам:
1. При необходимости проверить надежность крепления наружных рекламных плакатов и щитов, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровель зданий административного и социального назначения.
2. В связи с началом грозового периода, при необходимости проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
3. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
4. Произвести проверку и очистку дренажных систем.
По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна. Вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и на объектах животноводства.
6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
8. Проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма. Проводить с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
По риску возникновения аварий на объектах ТЭК и ЖКХ:
1. Вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
2. В связи с возможными разрывами трубопроводов, размывами грунта и выхода воды на поверхность в ходе гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых сетей, не допускать безнадзорного пребывания детей на улицах вблизи теплотрасс; владельцам автотранспорта рекомендовать соблюдать особую осторожность при движении, так как в большинстве случаев теплотрассы проходят под проезжей частью.
3. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
Во взаимодействии с ГИБДД вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести усиленный контроль за соблюдением населением правил поведения на водных объектах в зонах возможного отдыха, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств, уделить особое внимание местам вблизи водоемов, посещаемым населением.
2. В местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки.
3. Проводить подготовку мест массового отдыха населения на водных объектах (обучение матросов-спасателей, оборудование спасательных постов и т.д.).
4. Взять на особый контроль проведение туристических, спортивно-массовых и других мероприятий с использованием маломерных судов и других средств для пересечения водных объектов.
5. Провести беседы с судовладельцами об опасности использования маломерных плавательных средств на водоёмах области при сильном ветре.
6. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и возникновении ЧС:
1. При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области – дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно-спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области по телефону 217-68-06.
5. Для работы с населением действуют «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.