(Прогноз подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», АНО Западно-Сибирское Метеоагентство, Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянского филиала федерального государственного бюджетного учреждения науки федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук» (АСФ ФИЦ ЕГС РАН)).
1. Исходная обстановка
(за период с 01 по 07 ноября)
1.1 Метеорологическая обстановка
Среднесуточная температура воздуха в прошедшем периоде составила -1...+4ºС и колебалась ночью от +2...+7ºС до -3...-8ºС, днем от +7...+12ºС до -2...-7ºС. Местами прошли осадки в виде дождя, дождя с мокрым снегом.
06 ноября всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о высоком риске возникновения сутки 07 и ночью 08 ноября чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач, падением деревьев и слабо закреплённых конструкций, срывом кровли со зданий и сооружений, нарушением работы транспорта, дорожных и коммунальных служб, увеличением количества ДТП (источник возможных ЧС – опасное метеорологическое явление – ветер 18-23 м/с, порывы до 25 м/с и более, осадки в виде дождя и мокрого снега, переходящего в снег, отложение мокрого снега, гололедные явления, метели. Похолодание, установление снежного покрова).
ЧС, связанных с опасными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.2 Гидрологическая обстановка
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, за отчетный период не произошло.
На реках области начинается процесс становления ледостава (р. Омь в районе п.н. Крещенка – забереги).
Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС осуществляла свою работу в штатном режиме по притоку.
По состоянию на 06 ноября средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 113,44 м БС (Балтийской системы измерений), сброс составил 1530 м³/с, приток 1450 м³/с. Уровень воды в реке Обь по состоянию на 07 ноября находится на отметке 48 см.
1.3 Экологическая обстановка
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.
1.4 Сейсмическая обстановка
На прошедшей неделе на территории Новосибирской области зарегистрировано 1 сейсмическое событие.
01 ноября в 04:12 вблизи н.п. Верх-Мильтюши Черепановского района зафиксировано землетрясение магнитудой 3,7 (населением не ощущалось).
1.5 Эпидемическая обстановка
Стабильная.
Продолжается сезонный рост заболеваемости ОРВИ. С начала эпидемического периода гриппом и ОРВИ заболело всего 708 104 человека, за отчетную неделю – 19 703 человека. Заболеваемость населения по гриппу и ОРВИ составила 70,5 на 10 тыс. населения (пороговый уровень 56,1). Превышение эпидемического порога составило 25,7%.
Проводятся мероприятия по профилактике заболевания ОРВИ и гриппом.
1.6 Эпизоотическая обстановка
Стабильная. На территории с. Голомыскино Завьяловского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.
1.7 Радиационная и химическая обстановка
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.
Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма-фону.
1.8 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период произошло 86 пожаров (в жилом секторе – 41), в результате которых 5 человек погибло и 4 человека получили травмы.
В 2023 году за аналогичный период было зарегистрирован 105 пожаров, в результате которых 7 человек погибло и 3 человека получили травмы.
1.9 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые отключения электроснабжения:
В н.п. Белоярка Мошковского района 03 ноября с 05:36 до 11:24 под отключение попали 455 частных жилых домов (проживают 938 человек, из них 283 ребенка), 3 социально значимых объекта (СОШ, д/с, ДК). Причина – обрыв на ЛЭП.
С 08:00 03 ноября до 05:00 04 ноября в Октябрьском районе г. Новосибирска под отключение попали 5 многоквартирных, 18 частных жилых домов (проживают 4100 человек, из них 1360 детей), 1 социально-значимый объект (больница), 7 объектов различного назначения. Причина – дефект в тепловой камере.
С 06:30 до 13:30 04 ноября в 8 н.п. Убинского района под отключение попали 402 частных жилых дома (проживают 1067 человек, из них 158 детей), 12 социально значимых объектов (4 СОШ, 4 ДК, 4 ФАП). Причина – обрыв на ЛЭП 110 кВ.
1.10 Обстановка на объектах ЖКХ
Отопительный период 2024/2025 годов проходил в штатном режиме.
Аварийных ситуаций на объектах ЖКХ продолжительностью более суток не зарегистрировано. Возникающие дефекты устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения
С 19:30 30 октября до 17:30 31 октября в н.п. Сокур Мошковского района под аварийное отключение водоснабжения попали 457 частных жилых домов (проживают 1824 человека, из них 442 дети), 1 социально значимый объект (СОШ). Причина – повреждение трубопровода диаметром 125 мм.
С 08:00 03 ноября до 05:00 04 ноября в Октябрьском районе г. Новосибирска под отключение теплоснабжения попали 5 многоквартирных, 18 частных жилых домов (проживают 4100 человек, из них 1360 детей), 1 социально значимый объект (больница), 7 объектов различного назначения. Причина – дефект в тепловой камере.
Продолжалась заготовка топлива согласно заключенных договоров. По состоянию на 01 ноября запас топлива составил:
• твердого топлива – 115,38% от нормативного запаса;
• жидкого топлива – 207,33% от нормативного запаса.
Проводилась работа по получению паспортов готовности муниципальных образований. По состоянию на 01 ноября получено:53 из 84 или 63,1% (срок получения 15 ноября)
1.11 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 27 ДТП, в результате которых 3 человека погибло и 38 человек получили травмы.
В связи с обильным выпадением осадков было временно прекращено автобусное сообщение 02 ноября с 38 населенными пунктами по 14 маршрутам в Кыштовском, Купинском, Татарском и Куйбышевском районах, 03 ноября с 7 населенными пунктами по 7 маршрутам в Куйбышевском и Татарском районах, 04 ноября с 17 населенными пунктами по 12 маршрутам в Купинском Куйбышевском и Татарском районах, 05 ноября с 22 населенными пунктами по 5 маршрутам в Татарском, Кыштовском районах, 06 ноября с 7 населенными пунктами по 1 маршруту в Кыштовском районе. Отрезанных населенных пунктов не было, сообщение осуществлялось автомобилями повышенной проходимости.
1.12 Обстановка на железнодорожном транспорте
На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте ЧС не зарегистрировано.
1.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
На водных объектах области за отчетный период происшествий не зарегистрировано.
1.14 Угроза совершения террористических актов
Поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
По всем случаям сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-следственные мероприятия.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
2.1.1 Метеорологический прогноз
Ночью 8 ноября возможно возникновение ЧС не выше межмуниципального уровня, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач, падением слабо закреплённых конструкций, срывом кровли со зданий и сооружений, авариями на системах ТЭК и ЖКХ, нарушением работы транспорта, дорожных и коммунальных служб, увеличением количества ДТП (источник возможных ЧС – ОЯ). Всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение.
В остальные дни недели возникновение ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, на территории области маловероятно.
2.1.2 Геомагнитный прогноз
08 и 09 ноября магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Ухудшение условий КВ-радиосвязи возможно в отдельные часы суток. Озоновый слой в норме.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
ЧС, связанных с опасными гидрологическими явлениями, не прогнозируется.
На реках области продолжится процесс становления ледостава.
Новосибирская ГЭС на следующей неделе будет осуществлять свою работу в соответствии с графиком сработки Новосибирского водохранилища на осенне-зимний период 2024-2025 г.г.
Сбросы в нижний бьеф с Новосибирского водохранилища планируются в пределах 1550±50 м3/с, при этом уровень воды в р. Обь ожидается в пределах 50+10 см.
2.1.4 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории Новосибирской области маловероятно.
2.1.5 Прогноз эпидемической обстановки
ЧС маловероятно. Продолжится сезонный рост заболеваемости населения ОРВИ.
2.1.6 Прогноз эпизоотической обстановки
Возникновение ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется риск возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах. Причинами возгорания могут стать неосторожное обращение населения с огнем (в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, монтажа и эксплуатации электропроводки, неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов, использование для обогрева помещений обогревательных устройств кустарного производства и газового оборудования, сжигание пожнивных остатков и мусора на приусадебных и дачных участках.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
Плохая видимость, метели, сильная гололедица будут способствовать нарушению работы транспорта, возникновению ДТП, особенно на дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах вне населенных пунктов, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812 км по 35,844 км, с 37,350 км по 482 км (г. Бердск, протяженность 0,165 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- (Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398 км по 32,569 км, (г. Бердск, протяженность 0,18 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849 км по 38,029 км, с 38,136 км по 38,218 км, с 39,937 км по 39,458 км (г. Бердск, протяженность 0,693 км, опасный поворот).
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082 км по 43,812 км (Искитимский район, протяженность 0,765 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541 км по 48,954 км (Искитимский район, протяженность 0,413 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710 км по 54,782 км (Искитимский район, протяженность 2,012 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-256 «Чуйский тракт» – с 96,527км по 98,205 км (Черепановский район, протяженность 1,678 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 56,170 км по 56,579 км (Мошковский район, протяженность 0,409 км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
- Р-255 «Сибирь» – с 58,400 км по 59,473 км (Мошковский район, протяженность 1,073 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 62,409 км по 63,188 км (Мошковский район, протяженность 0,779 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 69,111 км по 70,752 км (Мошковский район, протяженность 1,641 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 71,418 км по 72,788 км (Мошковский район, протяженность 1,370 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 90,042 км по 91,863 км (Мошковский район, протяженность 1,443 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 95,180 км по 96,829 км (Болотнинский район, протяженность 1,649 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 105,320 км по 106,370 км (Болотнинский район, протяженность 1,350 км, опасный поворот),
- (Р-255 «Сибирь» – с 106,672 км по 108,617 км (Болотнинский район, протяженность 1,945 км, крутой спуск (подъём)),
- Р-255 «Сибирь» – с 107,825 км по 108,502 км (Болотнинский район, протяженность 0,677 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 137,388 км по 138,658 км (Болотнинский район, протяженность 1,270 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,350 км по 141,000 км (Болотнинский район, протяженность 1,650 км, опасный поворот),
- Р-255 «Сибирь» – с 139,038 км по 139,785 км (Болотнинский район, протяженность 0,757 км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р – с 44 по 46 км Тогучинского района,
- К-17р – с 41 по 44 км Новосибирского района,
- К-19р – с 13 по 14 км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25 км Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, использования не соответствующей сезону авторезины автотранспортных средств, нарушения правил дорожного движения пешеходами.
Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Ночью 08 ноября существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с повреждением (обрывом) линий электропередач, вызванных сильными порывами ветра 25 м/с и более, гололедно-изморозевыми отложениями, налипанием мокрого снега на проводах и на отдельно стоящие деревья вблизи ЛЭП в населенных пунктах.
В остальные дни недели возможно возникновение аварий в системе электроснабжения, вызванных метеорологическими явлениями (порывы ветра, гололедно-изморозевые отложения и налипание мокрого снега на провода и на отдельно стоящие деревья вблизи ЛЭП в населенных пунктах).
Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%).
2.2.5 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Увеличивается риск нарушения жизнеобеспечения населения, связанного с авариями на системах ЖКХ в случае повреждения (обрыва) линий электропередач в результате метеорологических явлений и обесточивания объектов жизнеобеспечения.
Продолжатся работы по обеспечению нормативного эксплутационного запаса угля и формированию аварийного запаса материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во всех муниципальных районах и городских округах области продолжатся работы по получению паспортов готовности муниципальных образований Новосибирской области к работе в осенне-зимний период 2024/2025 годов.
Возможны аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и водой, связанные с прохождением отопительного периода, с наибольшей вероятностью в гг. Новосибирск, Бердск, Искитим, Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.
2.3 Обеспечение безопасности на водных объектах
Возможно возникновение несчастных случаев и происшествий на водных объектах области, обусловленных несоблюдением общепринятых правил поведения и нахождением в нетрезвом состоянии на водных объектах, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами при лове рыбы и охоте на водоплавающую дичь, оставлением детей вблизи водоемов без присмотра взрослых с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Омь, Иня, Бердь, Карасук, озерах Чаны, Малые Чаны, Яркуль и Сартлан, Медвежье и на котлованах г. Новосибирска.
Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий
и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС.
3. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
По сезонным рискам:
1. Проверить надежность крепления наружных рекламных плакатов и щитов, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровель крыш зданий административного и социального назначения.
2. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
3. Проводить мероприятия по снижению травматизма людей, связанного с гололедицей на дорогах населенных пунктов.
4. Обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения.
По риску биологической опасности:
Проводить профилактические мероприятия по предупреждению массового заболевания населения ОРВИ и гриппом.
По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна. Вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и на объектах животноводства.
6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
8. Проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма. Провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
По риску возникновения аварий на объектах ТЭК и ЖКХ:
1. В связи с прохождением отопительного периода, вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ с целью недопущения возникновения аварий и ЧС.
2. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системах жизнеобеспечения населения, быть готовыми к принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
3. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
1. Во взаимодействии с ГАИ вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
2. Информировать участников дорожного движения о складывающихся метеорологических условиях.
По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести усиленный контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств.
2. Проводить разъяснительную работу с населением, занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на водных объектах.
3. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и возникновении ЧС:
1. При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области – дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно-спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области по телефону 217-68-06.
5. Для работы с населением действуют «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.