ОКСИОН в Новосибирске: цели и задачи


Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Адрес местонахождения

г. Новосибирск, ул. Октябрьская,  д.  86

Телефон (факс)

(383) 203-55-76

Сайт

 

Адрес электронной почты

oksion_nsk@mail.ru

                                

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

 

Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.

ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.

ЦЕЛЬ ОКСИОН

Повышение эффективности действий населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также реабилитации пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций населения путем внедрения современных технических средств массовой информации.

ЗАДАЧИ ОКСИОН

- Сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС;

- Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- Повышение оперативности информирования населения о ЧС;

- Увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;

- Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

- Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:

- информационные центры различного уровня;

- терминальные комплексы, такие как:

· пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);

· пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);

· распределенные автоматизированные подсистемы;

· другие средства информирования и оповещения населения.

По состоянию на сегодняшний день построено 13 терминальных комплексов, расположенных на девяти станциях метро, в зданиях ЖД вокзалов (3 ТК) и на площади Ленина (ПУОН).




СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА НА КОТОРЫХ РАЗМЕЩЕНЫ КОМПЛЕКСЫ ОКСИОН в городе НОВОСИБИРСКЕ

Студенческая, Октябрьская, Гагаринская, Красный проспект, Гарина-Михайловского, Сибирская, Заельцовская, им. Ленина, им. Карла Маркса

 

 

 

 

 

 

  

                                           

1 терминальный комплекс ОКСИОН установлен в аэропорту «Толмачёво» (г. Новосибирск)

 

 

 

В повседневном режиме дежурная смена обеспечивает отражение обучающей и другой профилактической информации на терминальных комплексах, осуществляет мониторинг прилегающих к терминальным комплексам территорий.

С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации информационные центры осуществляют управление терминальными комплексами, входящими в зону их ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов.

В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.

 В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.

С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:

 

 

 

наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);

 

 

внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;

 

 

устройства типа «бегущая строка»

 

 

 

Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.

 

Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.

Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:

- видеокамер;

- датчиков уровня радиации и химического контроля;

- светодиодных экранов;

- плазменных экранов;

- бегущих строк;

- аудиосистем оповещения.

 

Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:

- массового информирования (ПМИ);

- наблюдения и сбора информации (ПСИ);

- связи и передачи данных (ПСПД), в том числе мобильный сегмент ПСПД (МС ПСПД);

- информационной безопасности (ПИБ);

- радиационного и химического контроля (ПРХК);

- звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);

- часофикации (ПЧ);

- контроля и управления ОКСИОН (ПКУ).

 

В качестве мест размещения технических средств информирования и оповещения населения могут использоваться:

основные выезды, въезды в город перед постами ГИБДД, пересечение основных городских магистралей;

- аэропорты и аэровокзалы;

- автовокзалы и железнодорожные вокзалы;

- крупные торговые центры;

- станции метрополитена;

- центральные площади городов;

- городские рынки и стадионы.

 

Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.

В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.

Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдение за обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.

В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.

В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.

Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.

Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.


После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.

Кроме того, транслируются видеоматериалы разработанные Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в Российской Федерации в полном объеме позволит сократить сроки доведения до населения необходимой информации, что позволит уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (383) 23-99-999
Единый «телефон доверия»
8 (383) 218-81-99
Приёмная
gu@54.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)